Журналист газеты взял интервью у Олеси Агаповой, дочки предпринимателей, которые приобрели предприятие "Снежинка", для которой вологодское кружево - и промысел, и искусство, и заработок
Предприятие 12 лет назад выкупили ее родители, а она теперь занимается управлением и продвижением фабрики "Снежинка". "Я очень люблю наше дело", - говорит Олеся.- Кружевной промысел сохранился после революции, не был потерян в советское время, известен и сейчас. Так, в 1930-м году тысячи кружевниц различных артелей были объединены в Волкружевосоюз. У нас хранится подробная книга Волкружевосоюза, в которой можно найти даже примеры техники плетения. Вот "таракашек", вот "листочек", вот "пуговка", "речка" и "суковатка, - показывает старинный журнал Олеся Агапова.
Она отлично разбирается в истории вологодского кружевного плетения. "Снежинка" - это и цех, и магазин, и музей, где кружевные скатерти, салфетки можно трогать руками, что запрещено, например, в Музее вологодского кружева. Сейчас в мастерской "Снежинки" - она рядом с Вологодским кремлем - гремят коклюшки, при помощи которых плетутся кружева. Коклюшками их называют за характерный звук, когда они ударяются друг о друга - кокают.
Мастерицы работают и в цеху, и на дому. Но мастеру кружевного цеха надо подобрать людей так, чтобы они плели одинаково. Советских масштабов - когда счет мастериц шел на тысяч, конечно, нет. И это объяснимо.
- Раньше кружевницы занимались изготовлением чулок, носков, плотных скатертей, перчаток, - объясняет Агапова. - Теперь все это производит Китай. А мы ориентированы на предметы декора, так что прежний масштаб не нужен. На дому без проблем можно делать воротники, салфетки. Но скатерти, большие жилеты все же удобнее плести у нас.
Фабрике поступает много корпоративных заказов, в том числе, из-за рубежа. Недавно, например, во Францию отправили кружевное украшение для свадебного платья.
- А самый памятный заказ - это кружевные шторы для заказчика из России. Мы плели их полгода, больше никаких заказов не брали, лишь бы успеть в срок. Успели. Заработали шесть миллионов, - рассказывает Олеся.
Пяльца, подушка, набитая соломой, сколок с рисунком работы и коклюшки - технология плетения за три века не изменилась. Еще в Вологде есть ювелирное кружево, которое заливается в эпоксидную смолу. Это очень тонкая работа. Подобное есть и во Франции, но там плетением занимается машина, здесь кружево для украшений плетут вручную.
- Машине нужно три месяца для заправки нитей. У нас разрывы заполняются в процессе, у них в процессе нельзя, разломы человек заплетает позже, тоже вручную, - рассказывает о технологиях Олеся.
Вологодское кружево - это не только старина. Оно удивительно органично смотрится и в наше время, может идеально сочетаться с современными платьями.
- Всегда считалось, что каждая вторая женщина в Вологде может плести кружево. Я сомневалась, но постоянно общаясь с людьми, как со знакомыми, так и нет, понимаю, что это примерно так. Например, думала, что никто из моего поколения не плетет, но почти все мне рассказывают, что если не плетут, то пробовали. У нас и в местном колледже можно получить профессию кружевницы, - говорит Агапова.
Еще она признается, что в Вологде о "Снежинке" знают не так много людей, как хотелось бы, и впервые оказавшись в магазине-цехе, люди удивляются. А основные заказы - из Петербурга и Москвы. И это позволяет фабрике зарабатывать, а значит сохранять промысел, с которым ассоциируется этот город, рассказывает "Российская газета".
Фото - "Российская газета"