Профессия: проводник

76314
7 минут
Профессия: проводник

Начинающий проводник рассказала, как училась профессии по скайпу и объясняла недовольным пассажирам, почему в вагонах нет кондиционеров.


Как пишет cherinfo, в 2019 году 25 студентов Череповецкого госуниверситета будут работать проводниками на Северной железной дороге. Студенты будут ездить на поездах из Котласа в Воркуту и Архангельск. Стажеры прошли пробные рейсы и 5 июля отправились в самостоятельную поездку.

Чем привлекает профессия проводника, как относятся к студентам пассажиры, о ценности напарников и бесценности отдыха cherinfo рассказала командир студенческого отряда ЧГУ Дарья Красоткина.

— Студотряду проводников четвертый год. Я поеду во второй раз и в первый раз в качестве командира. А вообще, такой возможности я ждала долго, еще со школы. Подруга предложила мне поработать вожатой, но дети — это не для меня, а поезда я люблю!

— Какая-то романтика в этом есть или еще что-то?

— Мне просто нравится общаться. Эта работа — прекрасная возможность разобраться в психологии людей, ведь в пути встречаешь множество разных характеров. Приходит понимание, как находить подход к людям, как общаться, о чем говорить, а о чем лучше промолчать. Это хорошая проверка на стрессоустойчивость. Если устойчивости нет, то в проводниках делать нечего. Нужно спокойно справляться со всеми проблемами, а их у нас много.

— Пассажиры, какие они?

— Чаще всего проблемы возникают с мамами маленьких детей. К примеру, в вагоне нет кондиционера, и едет вот такая мама. В вагоне жарко, а они начинают открывать окна, везде мусор, дети бегают, кричат, балуются. А проводник должен спокойно объяснить, что дети не должны мешать другим пассажирам. Реакция может быть самая разная, вплоть до криков. Часто встречаются неадекватные пассажиры, которые вообще ничего не слышат: пытаюсь объяснить, что вагон не оборудован, к примеру, кондиционером и от меня ничего не зависит, все равно ругаются, зовут начальника поезда.

Приходит начальник и говорит то же самое. В прошлом году мне достался ужасный вагон: плацкартный, без каких-либо удобств, а ехали мы в Анапу. Так одна пассажирка с верхней боковушки все время бегала за мной и требовала термометр, чтобы измерить температуру на ее месте. Она грозила жалобой на меня и начальника поезда. Часто бывают пьяные пассажиры. Сходят они в вагон-ресторан, приходят никакие, начинают мешать людям, буянить. Таких чаще всего высаживали с полицией.

— С курильщиками проблемы бывают?

— Правила многие не соблюдают. Некоторые просятся покурить между вагонами, но этого нельзя. Иногда проходишь в соседние вагоны, а в тамбурах курят. Такие все невозмутимые, как так и надо. Но чаще на замечания реагируют адекватно. Бывает, конечно, что приходится с полицией решать проблему через акты и штрафы.

— То есть вы ездите не в новых вагонах?

— Студентам дается только третий разряд, а он не позволяет работать на фирменных поездах, как «Белые ночи». Поэтому нам достаются старенькие вагоны без кондиционеров и биотуалетов.

— А где студентов учат на проводников?

— Наш отряд учится дистанционно, по «Скайпу», в специализированном образовательном учреждении. Учат хорошо, все понятно объясняют.

— В этом году на каких направлениях будете работать?

— В этом году нас отправили в Котлас. Нас разделили на две группы: одна будет ездить из Котласа в Воркуту, вторая — в Архангельск. Я на первом направлении. У нас маршрут Котлас — Воркута — Москва — Кострома и обратно. Мы шесть дней в пути, а выходных между рейсами — от трех до четырех дней.

— Сложно работать по такому графику?

— Конечно, но важно, как пройдут эти шесть дней. Все зависит от напарников: если есть взаимопонимание, то все замечательно. У нас бывает, что вдвоем работаем в вагоне или втроем на два вагона. В первом случае проще — спишь нормально, все спокойно. А во втором случае для сна времени почти нет — всего часа четыре. То есть четыре часа спишь, восемь — работаешь, и так по кругу. Это тяжело. Когда я в тройке работала, были моменты, когда сутки не спала и больше. Сложно, но справлялись как-то. Главное, чтобы рядом были люди хорошие, надежные.

— Что входит в основные обязанности проводника?

— До посадки пассажиров мы принимаем вагоны. Должно быть все на местах, чтобы все комплекты белья были и прочее. При посадке проверяем билеты, затем заполняем строгую отчетность о наличии пассажиров. Заполняем накладные на белье, чайную и сувенирную продукцию. Мы прибираемся в вагоне, продаем напитки.

— А зайцы вам попадались?

— Нет, ни разу, всегда у всех были билеты.

— Плакали в поездке?

— Только один раз. Это был мой первый самостоятельный рейс в прошлом году. Там нужен был какой-то документ, а у меня его не было. Пришли грозные дяди и стали требовать с меня эту бумажку, кричать. А я не выношу, когда на меня кричат. И документа у меня этого не было. В общем, я разревелась. Больше я не плакала. Просто нужно понимать: ну расстроилась, перетерпи… Чего плакать-то из-за каждого крика или проблемы? Так до конца лета не доработаешь, нервное истощение будет.

— Пассажиры жалуются, что постельное белье влажное?

— Бывает такое. На самом деле я не знаю, почему белье бывает влажное. А люди жалуются, приходится менять комплект. А что делать? Составляем акт с начальником. Вообще, в нашей работе все решается через него. С любой проблемой бежишь к начальнику. Вот сейчас в стажировочном рейсе случай был: раздаю белье пассажирам, а один комплект оказался порван. Уж не знаю, как получилось, но вот такое есть. Я сразу же к начальнику поезда — решать проблему. Когда я в тройке работала, были моменты, когда сутки не спала и больше. Сложно, но справлялись как-то.

— Маршрут долгий, через многие города, есть возможность посмотреть их?

— В Москве и Воркуте у нас есть время только отдохнуть и подготовиться. А в Костроме мы стоим около 12 часов, так что есть время погулять по городу, что мы и планируем делать.

— Как долго будете работать в этот раз?

— До середины сентября, по договору мы должны отработать по 420 часов. Но будет больше — где-то 440 часов.

— А зарплата устраивает?

— В прошлом году меня все устроило. Я накатала более 500 часов.

— Деньги на что-то копите?

— Хочу пойти учиться водить машину. Так что тысяч 30 мне точно нужны.

— Дарья, а на кого вы учитесь в университете?

— Закончила второй курс, учусь на лингвистике. У меня объединенный профиль: переводчик и учитель английского. Я с детства изучаю английский, мы еще и немецкий учим, но я бы на него не рассчитывала. Английский — это то, в чем я ориентируюсь и понимаю.

— То есть в будущем хотите стать переводчиком?

— Сначала хотела, но, поработав репетитором английского, поняла, что мне это очень нравится. В школу учителем я точно не пойду, это не мое. Мне ближе интеллектуальная работа с людьми. Люблю находить индивидуальный подход.

— Вам попадались иностранные пассажиры?

— Был немец, но мы с ним особо не поговорили. А как-то в соседнем вагоне ехали итальянцы. Меня коллега попросил объяснить им, что они выходят через полчаса. Я объяснила. Мы друг друга поняли, меня это порадовало. Я даже сейчас иногда думаю: может, к черту языки в будущем, может, устроиться работать на «Сапсан»? Там уж мои навыки точно пригодятся! Посмотрим, как все пойдет. О магистратуре я не думаю, да и не хочу. Если буду репетитором, то она не нужна, а уж на «Сапсане» — тем более.

Фото - архив героини, cherinfo