Вытегорское судно, найденное после шторма летом 2018 года, - на сегодняшний день самая крупная находка шитого вицей судна.
Судно датируется 1635~1650гг, 22 метра длиной.Согласно выводам ученых, найденные киль и фрагменты являются частью корпуса судна, построенного по древней русской технологии. Такие корпуса из досок, вытесанных топором из распластанных бревен и сшитых еловыми корнями - "вицей", строились до реформ Петра I.
Позже это подтвердили и лабораторные исследования: использованная древесина была заготовлена в 1632-1633 годах, а построено судно до 1650 года. Оно относится к местному типу судов для плавания по Онежскому, Ладожскому озерам и Балтийскому морю и представляет группу традиционных русских мореходных судов типа лодий, шитиков, насадов и кочей.
До сих пор специалисты обсуждают находку и делятся выводами и предположениями.- Находки подобных судов крайне редки в мировой археологии, а в России памятники подобных размеров деревянного судна первой половины XVII века практически отсутствуют, и вероятность их нахождения мала. В таком хорошем состоянии остатки кораблей, шитых "вицей", еще не находили, - сделали вывод исследователи судна.
Один из экспертов Алексей Рыбаков так описывает вытегорское судно:
- Вопрос: судно шилось из просушенных досок или из свежих. Если из свежих, то скорость постройки от заготовки, до спуска могла быть феноменальной. Как известно, еловые доски меньше подвержены растрескиванию, а древесину свежей ели легче тесать нежели просушенную. Сырые 60-70 мм доски гнуть было бы легче.
Правда, срок службы судна из непросушенных еловых досок будет весьма ограничен.
- Скорость шитья: могу предположить, что скорость могла постройки шитого судна могла впечатлять.
При уже готовых отверстиях и пазах, свежей вице и заготовленных клинышках, я бы делал, вероятно один стежок в пол минуты. Значит не менее 210 стежков первого полного набоя-нашвы 2 человека сделают примерно за 1 час(!!). Для этого доска обшивки должна быть уже подогнана, закреплена клещами, а отверстия и пазы под стежки уже сделаны.
Действовал принцип заранее известного количества стежков на 1 вицу.
Шить толстой вицей толщиной в дюйм, полагаю ещё проще, чем шить малую лодку 6-7 мм вицей. Толстую очень сложно порвать.
Вицу в смоле не варили, а наверняка брали свежую слегка распаренную в горячей воде. Отверстия под вицу тоже не смолили. Сколько литров смолы и какая кубатура поленьев смоляков для выгонки смолы, ещё предстоит подсчитать.
- Скорость изготовления досок: чисто предположение основанное на наблюдении за работой плотников- реставраторов на Кижи. 1 пояс на оба борта из колотых досок можно было бы вытесать за 2 дня силами 4-х плотников умеющих владеть топором.
- Предположение навскидку: артель из около 10 человек могла бы построить это судно из заранее заготовленного леса не более чем за 3 месяца.
Напомним, ученые планируют спасти от разрушения уникальную вытегорскую ладью допетровской эпохи. Зимой 2018-2019 года судно хранилось в деревянном коробе. Весной 2019 года короб удалили, остатки судна находились на причале, накрытые черной тканью (для защиты от солнечного света). В июле 2019 года судно перенесли в ангар, специально построенный для его консервации.
Вытегорские краеведы уверены, что ладья построена именно в Вытегре. В XVII - XIX веках город являлся крупнейшим судостроительным центром, здесь действовало несколько верфей, две фабрики для производства парусов, корабелы строили до 100 различных судов в год. Поэтому на гербе города изображена галера. Именно на коче вологодский землепроходец Семен Дежнев обогнул самую восточную точку Евразии, открыв пролив, который затем назвали по имени Витуса Беринга.
Фото - страничка ВК Алексей Рыбаков