Консервация росписей Дионисия в Ферапонтово: как это было

13201
2 минуты
Консервация росписей Дионисия в Ферапонтово: как это было
На фото - Посещение собора патриархом московским Алексием II: на лесах в уровне парусов, 1992 год

Консервация росписей Дионисия 1981–2011 годов в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря признана выдающимся достижением отечественной реставрационной науки.


- Начать работы удалось, в том числе и благодаря неравнодушным людям, обращавшим внимание на плачевное состояние памятника. Среди них были Д.С. Лихачев, А. Тарковский, Е. Кончин и другие выдающиеся личности наряду с никому не известными именами. Они писали письма в разные ведомства или в газеты, вели журналистские расследования, - сообщают в группе Музея фресок Дионисия.

Внимание к памятнику не ослабевало и на протяжении всего времени ведения работ. Так, в апреле 1986 года отдел культуры ЦК КПСС и редакцию газеты «Советская культура» сотрудниками информационно-вычислительного центра Миннефтегазстроя было отправлено коллективное письмо с просьбой об изготовлении для собора передвижных лесов.

Дело в том, что с 1981 года в памятнике были установлены стационарные деревянные леса со сплошными настилами, занимавшие весь его объем, поэтому собор был закрыт для посещения.

Не попав внутрь, группа посетителей обратилась в высокие инстанции: «Многие тысячи любителей русской культуры стремятся в Ферапонтово, чтобы увидеть этот уникальный и единственно сохранившийся ансамбль фресок, но по приезде им показывают лишь небольшой фрагмент у наружного портала, а к остальному не допускают из-за громоздких, многоярусных деревянных лесов. Считаем, что соответствующие организации обязаны принять меры к тому, чтобы сохранить фрески Дионисия и сделать их доступными для всех любителей русской культуры».

Леса в соборе начали разбирать только в 1990-х годах по мере выполнения работ. Основательные конструкции позволили осуществить первую полную фотофиксацию и провести приборные исследования стенописи, в том числе с помощью микроскопа, создать уникальные методики укрепления красок Дионисия на микроуровне и разработать условия дальнейшего хранения.

Удобные легкие разборные леса итальянского производства появились в музее благодаря спонсорской помощи в 1993 году. Они используются до сих пор для всех видов наблюдений и работ с уникальной стенописью, осмотреть которую теперь можно в постоянно открытом режиме посещения памятника, сообщает Музей фресок Дионисия.

На фото 1 - Работа реставратора О.М. Ревина на лесах с композиций «Спас на убрусе»: восточный замок парусов. 1988 год, группа ВК "Музей фресок Дионисия"




Читайте также