Николай Мишуста: Вологда – это моя судьба

19921
9 минут
Николай Мишуста: Вологда – это моя судьба

Заслуженный художник России Николай Мишуста о Вологде, монотипии и таланте

#ЖизньЗамечательныхВологжан #НиколайМишуста

Издание «В точку» при поддержке Институт Развития Интернета / ИРИ представляет проект «Выдающиеся вологжане: от А до Я»

Известные представители культурной и спортивной деятельности Вологодской области рассказывают, что именно в их работе, в их жизни является на данный момент самым важным достижением.

Герой четвертого проекта – Николай Мишуста - Заслуженный художник России, член ВТОО «Союз художников России» с 1993 года. С 2000 года Николай Иванович возглавляет Вологодское региональное отделение ВТОО «Союз Художников России». Его работы в технике монотипии известны во всем мире.
Николай Мишуста родился 13 мая 1953 года в селе Николаевка Петропавловского района Днепропетровской области.

- Из такого села, в котором я родился, было очень трудно вырваться в большой свет, тем более в художественный мир. Потому что у нас там не было ничего, абсолютно: ни художественной школы, ни кружков, ни нормального преподавателя рисования. Был только учитель рисования-трудов-физкультуры, который рисовал мелом на доске. И все художества заключались в этом. Так что я самостоятельно, интуитивно искал пути, чувствуя тяготение к искусству. Перекопировал все, ведь не знал никакой системности образования.

Но, наверное, с божьей помощью и благословению я поступил с первого раза в Одесское художественной училище Митрофана Грекова. В советское время это было одно из самых сильных училищ. Там были построены мастерские настоящие, большие окна, светлые просторные мастерские. Там были отделения живописи, оформительства, скульптуры, керамики… в общем полноценное училище. Хороший преподавательский состав. Мне повезло.

Там, где я родился места очень красивые, живописные места. А мой папа был бригадиром садоводческой бригады. Я вырос среди цветущих плодовых садов. Меня вдохновляла красота окружающего мира.

Позже в 1977 году я поступил в Украинский полиграфический институт им. Ивана Федорова во Львове, на отделение книжной графики. И в этом же году женился на вологжанке. И мы с ней поехали в Вологду в гости.

С супругой Николай Иванович познакомился в Одессе, где прошли годы их студенческой юности. Людмила Мишуста закончила Одесский институт народного хозяйства.

- Я в Вологде 45 лет. В декабре 2022 года исполнилось 45 лет с того момента, как я приехал в Вологду. Я в Вологду влюбился с первого взгляда и стал настаивать, чтобы наша молодая семья переехала в Вологду. Меня хорошо приняли ребята из Союза художников, пригласили участвовать в выставках и работать в художественных мастерских. Атмосфера здесь была потрясающая. По сравнению с Одессой, где без протекции практически никуда не пробиться.

Здесь, в Вологде, я почувствовал себя нужным человеком и состоялся как художник. Уже в 1978 году я участвовал в молодежной выставке в Картинной галерее. Работал и маслом, и акварелью. Меня сразу заметили, я получил поддержку, а это для молодого художника очень важно. Важно услышать не критические замечания, а узнать, что у него есть перспективы. А здесь в Вологде оказались очень доброжелательные искусствоведы. В картинной галерее очень хорошие специалисты, одна из них - Любовь Георгиевна Соснина до сих пор курирует мои выставки.

Вологда как будто бы меня ждала. Художник Владимир Корбаков встретил и принял меня очень хорошо в своей мастерской, где он работал 32 года. Я унаследовал ее за ним. При нашей первой встрече он посмотрел мои работы и порекомендовал направить их на московские выставки.

мишуста1.jpg

Перебравшись из Украины в Вологду в 1978 году, на областных и городских выставках Николай Мишуста заявил о себе как о профессионале в области цветного и чёрно-белого станкового эстампа.

- Когда я закончил институт, я начал работать в техниках графики, но все время было желание работать в цвете, работать с живописью. Это чувство цвета меня не покидало никогда. Но в графике цветной эстамп очень сложен, не дает свободы и очень сковывает художника. А монотипия – это в какой-то степени игра. Все что угодно можно было сделать – прижать и получить монотипию. Я ее как бы модернизировал эту технику, постарался сделать ее серьезной.

Монотипия стала любимой техникой художника. Именно эта область графики, по мнению автора, позволила ему во всей широте проявить свои профессиональные возможности, раскрыть свою творческую индивидуальность.

- Я, наверное, единственный художник, кто участвует во всероссийских выставках в технике монотипия. Монотипия – это одна из разновидностей уникальных техник, которую автор должен подчинить себе и развить ее по-своему, у нее есть такие возможности. Я считаю себя счастливым человеком, который нашел свою технику. Хотя я могу писать и на холсте, могу гравюру резать, могу многое. Но для художника важно не метаться, а найти что-то свое, а найдя развивать. Чем я до сих пор и занимаюсь.

Начиная свой художественный путь, Николай Мишуста отдавал предпочтение эмоциональным жанрам - пейзажу и натюрморту, сегодня он активно работает с исторической тематикой: библейскими, евангельскими и мифологическими сюжетами.

- В начале я очень много экспериментировал, не все получалось сначала, но, когда, скажем так, процесс пошел, я начал выходить на большие композиции. 20 лет назад я начал разрабатывать библейские сюжеты. Это сложно. Многофигурные композиции, трактовка образа, нарисовать лицо, руки, в цвете собрать, в тоне и получить оттиск при этом. Это очень сложно.

Это такая тема, к ней надо подходить с очень чистой душой, очень искренне, очень верить в это, с любовью и без всякого прагматизма. Это просто для себя, чтобы выразить свои чувства. Только так надо подходить к этой теме.

В 2004 году мои работы были представлены на выставке «Россия-10» и одну работу закупило министерство культуры. Когда что-то получается, я всегда доволен и рад, и благодарю Бога, что он мне помогает и поддерживает.

На вопрос, что для художника и вообще творческого человека важнее: талант или продуктивность, Николай Мишуста отвечает твердо – без трудолюбия и развития в профессии никуда.

- Это, можно так определить, 10% таланта и 90% трудолюбия. Любой талант сам по себе ничего не даст, если не будешь его развивать. Талант надо развивать, надо совершенствовать его. Талант - это импульс внутренний. Это то, что толкает художника вперед и не дает ему покоя. Думать, что ты талантлив и уже все умеешь – большая ошибка. Вот многие на этом и погорели. Потому что бывает – захвалили человека, он чувствует себя способным, зачем учиться - ты так уже велик и гений. И он, действительно, возомнил себя бог весть кем и начинает держаться свысока. А человеку необходимо держать себя в черной рубашке и беспощадно заставлять себя работать. Неудовлетворенность, необходимость все время что-то переделывать по 10 раз и добиваться, добиваться, добиваться новых высот. Потому что то, что ты сделал, может быть и незначимым. Тебе всегда должно казаться, что ты должен сделать еще лучше. Настоящий талант развивается не мгновенно (конечно, есть такие таланты, кто растет очень быстро в силу своего темперамента, но они, к сожалению, быстро перегорают). Но талант развиваемый неспешно и постепенно, в труде, дает человеку творческое долголетие.

Являясь разновидностью цветной гравюры, монотипия - не тиражная техника, и поэтому каждый оттиск является оригинальным и неповторимым произведением искусства.

Творческий процесс, когда работаешь, это, своего рода, медитация. Особенно в моей технике. Прежде, чем приступить к работе, я должен уже представлять себе само произведение и подготовить рисунок. И тогда мне только остается погрузиться в это состояние транса, отбросить посторонние раздражители и начать работать. Иногда настолько отключаешься, что и не замечаешь, что, по сути, работа уже закончена.

мишуста2.jpg

Оглядываясь на прожитое, Николай Иванович уверен, все сложилось так, как и должно было быть.

- Нет, ничего не поменял бы. Я считаю, что и Вологда для меня – это единственный город в мире. Никогда ее ни на что не поменяю. Про профессию даже не говорю. Вологда – это моя судьба. Здесь я состоялся как личность, как творческий человек. То, что я стал художником, значит, это было какое-то божественное провидение.

С чего начинать начинающим?

- Когда выбираешь профессию, надо понимать, что это не на день, на два или на год. Надо постараться избрать ее раз и на всю жизнь. И никогда человек не должен обольщаться, что он уже достиг всего. В творчестве много радости, но ведь оно приносит нам и муки. Эти муки и есть двигатель развития. Этот путь, предшествовавший – это путь мучений, поисков самого себя и профессионализма. Чтобы люди увидев твое произведение, сказали, это действительно хорошо. Пока вы молоды, сделайте все по максимуму, постарайтесь добиться профессионализма невзирая на препятствия. В этой профессии нет быстрых денег.

Художник создает новую реальность, которая помогает другим людям жить. Создает человеку настроение, поднимает его над обыденностью и погружает в новые миры. Художник должен хорошо знать историю, материальную культуру всех времен и народов. Художник – это универсально образованная личность.

Останется ли в мире такая профессия как художник?

- Сейчас это трудно понять. Сейчас идет борьба живого творчества и современных технологий. Некоторые спрашивают: вы что все еще кисточкой работаете, как тысячу лет назад? Да, так и работаем, потому что никогда машина не заменит человеческий образ мысли, восприятия, теплоту души. Машинные произведения будут красивыми внешне, но это будет как оболочка внешняя, но содержания, тепла и чувства там не будет. Будущее богато предчувствиями и технологиями, уже сейчас компьютерная графика участвует в выставках. Но, нет в этих произведениях живинки. У нас сегодня малоподготовленный зритель: в школах не преподается искусство, мы не даем детям общего художественного образования, люди редко посещают картинные галереи. Надо готовить публику, иначе художники вымрут, как мамонты…

В признание за свою творческую деятельность и большой вклад в развитие современной монотипии художник Николай Мишуста удостоен многочисленных наград. Призвание – это очень важная часть пути творческого человека, но ориентироваться, по мнению Николая Ивановича, нужно на вечные ценности.

- Нужно сохранять душу чистой. Достаточно говорить, что все хорошо. Искать гармонию, не поддаваться депрессиям. Все препятствия и испытания предначертаны на нашем пути и их надо пройти. Без этого никак. Меня очищает творчество и вера в правоту. Картины люблю все, они как дети мои, а детей всех надо любить, никого не ущемлять.

Фото - сайт художника Николая Мишусты

#ИРИ #поддержаноИРИ

Читайте также