Ожившая история

81177
6 минут
Ожившая история
В Вологде показали уникальный документальный фильм «Годовщина Революции», который был чудом воссоздан в прошлом году.

Обнаружение фильма «Годовщина Революции», который режиссер Дзига Вертов смонтировал из съемок во время Февральской и Октябрьской революций, считается сенсацией. Как объясняют специалисты, дело в том, что 80 процентов фильмов немого периода - погибло. Поэтому, когда вдруг удается обнаружить целый фильм, это беспрецедентное событие.

Так повезло киноведу Светлане Ишевской. В 2017 году она обнаружила в фонде Маяковского афишу с полным списком надписей-титров из немого фильма. А так как Вертов монтировал свой фильм из хроники, списки помогли другому киноведу Николаю Изволову собрать единую структуру картины и воссоздать фильм.



Эту картину Николай Изволов привез на кинофестиваль «Дни Voices» и ответил после просмотра 7 декабря в «Ленкоме» на вопросы вологжан.

Зрители с огромным интересом смотрели кино. Это один из самых длинных документальных фильмов в истории мирового кино - три тысячи метров. Благодаря тому, что пианист и композитор Анатолий Дзюба, вологжанин, уехавший 10 лет назад в Санкт-Петербург, сочинил музыку и как тапер исполнил ее во время просмотра, «Годовщина Революции» смотрелась на одном дыхании.

- Пока я изучал революцию и сочинял музыку, у меня родилась маленькая дочка. Я ее называл «моя маленькая Коллонтай», - рассказал Анатолий на встрече с публикой.

- Картина имела огромное пропагандистское значение: как иначе было донести до людей, что происходит? Фильм был разослан по 50 городам (возможно, ее показывали и в Вологде) и одновременно показан в первую годовщину октябрьской революции, - рассказал Николай Изволов.

Фильм заканчивается октябрем 1918-го года, когда еще никто не знал, что будет дальше – примечательно, что перспектива в нем довольно подвешенная, не оптимистическая...

Люди никогда прежде не видели того, что им показали. Это сейчас мы запросто можем посмотреть на Ленина, Троцкого, Сталина, Дворцовую площадь и Смольный институт. Но 7 ноября 1918 года люди увидели это впервые. Те, кто жил в Самаре и Нижнем Новгороде, Пензе, кто никогда не бывал в Москве и Петрограде.



Это было событие. Тогда пленка была проблемой, на сто метров пленки порой требовалось получать разрешение у Ленина. Сто метров! А здесь 50 экземпляров по 3 000 метров. Это как построить разом десять Останкинских башен.

Только одна копия путешествовала вместе с агитпоездами на протяжении нескольких лет после окончания революции. Когда гражданская война закончилась, копия была сдана в архив подмосковного города Красногорска. Куда же делись остальные 49 – неизвестно.

Уверен, если исследовать провинциальную прессу, можно найти свидетельства этого показа, узнать, как люди это воспринимали. Но это уже работа для будущих исследователей. Известно, что в некоторых городах кино показывали под открытым небом, создавая экраны с помощью дыма.

Особенно популярны оказались части фильма, где показывали лидеров и военачальников советского государства – Ленина, Троцкого, Свердлова, Бонч-Бруевича, Коллонтай, Чапаева и других. Даже поэт и писатель Демьян Бедный попал в кадр!

Любопытно, что Ленин не так часто – в объективе в отличие от Льва Троцкого. Как объясняет Николай в интервью, мы видим всего троих: Троцкого, Луначарского и Коллонтай. Это не случайно: операторы просто не смогли снять никого больше, потому что не могли работать в помещении без осветительных приборов и ловили тех, кто выйдет на улицу. Троцкий, например, курил, поэтому и попался хроникерам. А вот Ленин - не курил и в хронику не попал…

Вологодские зрители решили, что, судя по обилию кадров с Троцким, у Дзиги Вертова было особое отношение к этому политику. Неужели он был для Троцкого пресс-службой?

- Да, Троцкий понимал силу пиара, силу документа. Он любил сниматься в хронике в отличие от Ленина. Но это не значит, что Троцкий был более важной фигурой, чем Ленин. Да и Дзига Вертов не был пресс-службой политика, он старался быть объективным несмотря на заказ, поступивший от советского правительства на создание фильма. Вертов должен был стать медиком, но его призвали в армию. Изначально Вертову хотелось сделать что-то новое с помощью звуковых ощущений, но это новое получилось в кино. Он всегда держался особняком, никогда не вступал в союзы и объединения, был скорее мечтателем и романтиком, до конца следовавший принципам коммунизма, - объясняет Николай.

Зрители наконец увидели, кто приветствовал революцию, как были одеты люди и много других деталей. Например, в толпах полным-полно людей, которые снимаются в шапках-ушанках. Но в современной истории принято считать, что шапки-ушанки появились после финской войны. Однако, как выясняется, это было не так и они появились до 17 года.



Люди в 2017 и 2018 годах прилично одеты, так как в досоветское время люди одевались в соответствии с социальной принадлежности. Большинство – в восторге от происходящего, они лезут в кадр, чтобы остаться в истории. Есть фрагмент, когда камера едет сквозь толпу на Страстной площади в Москве, а люди поднимают детей, чтобы они попали в кадр.

Судя по хронике, в воздухе была эйфория по поводу перемен. Все были счастливы, думали, что происходит что-то хорошее.

Фильм интересен и тем, что в нем используется первый прием мультипликации в советском документальном кино: когда палец очерчивает границу мятежных чехословацких войск. Отрывок был известен, но никто не знал, что он входит в «Годовщину революции», считалось, что он снят гораздо позже, в начале 1920-х годов. Знание о том, что он снят уже в 1918-м, меняет наше представление о технических возможностях того времени.

Специалисты находят в картине много важных деталей. Впрочем, некоторые моменты до сих пор неясны – например, зачем люди во время демонстраций и похорон отделяют колонну длинными цепочками, держась за руки?

- Пока это неясно, но зато мы выяснили, что перед Зимним дворцом юнкера построили баррикады из дров. И в хронике мы видим, что это так. Понятно, что штурм Зимнего не был бескровным - по дворцу стреляли. И это подтверждается тем, что написал Джон Рид в своей книге, - говорит Николай.

Фильм был утерян, как считает Изволов, с одной стороны, так как тогда не уделяли большого внимания хронике, а с другой, рассказ о путешествии Льва Троцкого в Казань на поезде по понятным причинам привело к забвению картины.



По словам Николая, восстановить картину были невероятно сложно.
- Историки кино знали, что такой фильм был. Его искали, но найти его было очень сложно. Из-за Троцкого о картине не писали ни историки, ни журналисты. Вертов умер в 50-ые годы, спросить было не у кого. Каждый фильм в архиве хранится в металлической коробке, хронометраж одной – примерно 10 минут. Поэтому картина поступила в архив в разобранном виде, и спустя годы никто не мог догадаться, что 13 коробок – это один и тот же фильм, – пояснил зрителям Николай Изволов.

Фильм показывают для разной аудитории. Восприятие, как правило, позитивное. Зрители воспринимают картину как документ ушедшей эпохи. Но однажды, во время показа зрители, исповедующие разные политические взгляды, чуть не сцепились в течение просмотра, выкрикивая друг друга «Его смерть – на вашей совести» и так далее. Но закончилась история хорошо – непримиримые оппоненты, досмотрев кино, покинули зал…



В планах у киноведа работа над восстановлением еще одного фильма Дзиги Вертова – «История гражданской войны» 1922 года. Это вторая полнометражная картина режиссера, и, как надеются организаторы Voices, Николай Изволов представит работу на очередном фестивале в Вологде.