Сегодня, 8 Марта мы рассказываем о прекрасных вологжанках, которые всегда поражали мужчин красотой, умом и добротой.
Надежда Алексеевна Семенова… О ней, коренной вологжанке, дочери вологодских дворян Семеновых, мало кому известно. Однако эта замечательная женщина заслуживает внимания.
Издательница «Орловского вестника» Надежда Семенова в 1889 году пригласила в редакцию своей газеты молодого, только что дебютировавшего стихами и рассказами Ивана Бунина. Не окажись в начале его жизненного пути Семеновой, не протяни она ему руку помощи, неизвестно, как бы сложилась судьба начинающего литератора.
В «Орловском вестнике» у Семеновой Бунин проработал с перерывами около трех лет. Здесь были опубликованы его ранние стихи, рассказы, очерки из жизни елецких помещиков, критические статьи. С помощью Семеновой вышла в свет в 1891 году первая книга стихов Бунина. И писатель всегда с теплотой вспоминал об этом.
Несмотря на разницу в возрасте (Семенова была старше Бунина на девять лет, замужняя женщина, мать) они очень подходили друг другу. Несомненно, у них была взаимная симпатия.
В.Н. Муромцева-Бунина в книге «Жизнь Бунина…» писала: «Иван Алексеевич иногда с грустной улыбкой, много лет спустя, говорил мне, что Надежда Алексеевна была его «непростительно пропущенной возможностью». Он понял только позднее, что он «действительно нравился ей, и что было бы лучше, если бы он увлекся ею, а не Пащенко» (племянницей Семеновой по мужу). Повторял это он и незадолго до смерти, всегда восхищаясь этой умной, изящной, обаятельной женщиной. Но он был юн, когда в первый раз увидел ее, и она ему показалась недоступной».
Спустя многие годы прекрасную женщину Бунин запечатлел в ярком, наполненном поэзией автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» в образе редактора орловской газеты «Голос» Надежды Авиловой.
Внучатая племянница Н.А. Семенова, вологжанка Ирина Дмитриева рассказывает, что отец Надежды Семеновой Алексей Андреевич, сын вологодского отставного штабс-капитана, в молодости он служил в Петербурге. В 1860 году, женившись на дочери царского конюшего, столичной красавице Калерии Сомовой, он, как и его отец, в чине штаб-капитана ушел в отставку и переехал с семьей в Вологду к своим родителям. После переезда в начале 60-х годов купил каменный двухэтажный особняк на Златоустинской Набережной (Набережной 6-й Армии, 111).
Дом Семеновых, памятник гражданской жилой архитектуры последней четверти 18 века, до революции занимала епархиальная свечная лавка (ныне здесь военные трибунал и прокуратура).
Во владение хозяйки особняка на Златоустинской набережной Елизаветы Алексеевны Семеновой после смерти ее мужа, в середине 60-х годов, перешли вместе с домом земельные угодья в двух уездах Вологодской губернии. Главное имение Семеновых с усадебным деревянным домом с мезонином и двумя флигелями находилось в селе Большом Вологодского уезда, вблизи станции Лумба. Живописная усадьба со спускавшейся к реке Масляне липовой аллей была местом летнего отдыха.
Красавица Калерия Семенова украшала общество на великосвятских балах в здании вологодского Дворянского собрания. Но, увы, прожила недолго. Вскоре после рождения второй дочери, Елизаветы, Алексей Андреевич овдовел. Титулярный советник, губернский гласный, с 1870 года он работал казначеем земской управы. Воспитать двух осиротевших дочерей ему помогала его мать. В 1-м Успенском женском училище для благородных девиц, в котором учились сестры Семеновы, хорошо преподавали иностранные языки, музыку, обучали рукоделию, ведению домашнего хозяйства.
Вскоре на хрупкие души девочек опять обрушилось несчастье. Едва Наде исполнилось двенадцать лет, они потеряли отца: зимой 1872 года, переезжая на лошади реку Вологду, он провалился напротив своего дома под лед. Спасая лошадь, сани и земское имущество, простудился в холодной воде, тяжело заболел и вскоре умер.
После смерти отца забота о Наде и Лизе полностью легла на бабушку. Это была добрая, самоотверженная, отзывчивая женщина. Она делала пожертвования в пользу сиротских приютов. Об этом свидетельствуют отчеты о пожертвованиях в «Вологодских губернских ведомостях» того времени, в которых часто встречается ее имя.
Надя вскоре после окончания училища гражданским браком связала себя в 1880 году со ссыльнопоселенцем Борисом Шелиховым. Елизавета Алексеевна едва приняла такого зятя. Продав свой дом и добавив к вырученным деньгам, дала хорошее приданое внучке. Уехав с Шелиховым в Орле, Надежда Семенова в 1881 году купила там собственный дом и располагающуюся в нем газету «Орловский вестник» с типографией.
Осенью 1889 года, когда тенистые сады сбрасывали свое пышное золотистое убранство, Бунин поселился в Орле в двухэтажном «сером» доме Семеновой. Приступив к своим журналистским обязанностям, он подолгу не открывался от стола, изредка делал перекуры, заходил к Семеновой – интересный собеседник, шутил с ней, обсуждал газетные новости, вести губернской жизни, делился своими творческими и жизненными планами.
Он серьезно увлекся племянницей Семеновой Варей Пащенко, высокой барышней в пенсне и в «цветисто расшитом русском костюме».
В статье «Новые течения», опубликованный в 1891 году в «Орловском вестнике», Бунин отражая нападки реакционной газеты «Московские ведомости». Выступил в защиту доброй памяти умершего писателя – демократа Салтыкова-Щедрина. Эта статья вызвала гнев мужа Семеновой БП, Шелихова и послужила внешней причиной ухода Бунина из газеты. Бунин писал тогда об этом брату: «С редакцией разошелся…».
За время своей почти трехлетней работы в «Орловском вестнике» Бунин из-за частых ссор с редактором газеты Шелиховым несколько раз покидал редакцию и вновь по нужде возвращался туда, хотя работать ему там было сложно. Шелихов был неуравновешенным человеком, постоянно со всеми ссорился. После развода с Шелиховым Надежда Алексеевна в 1893 году вышла замуж за Василия Сентягина.
Вторая половина жизни Надежды пришлась на начало 20 века. Надвигающиеся революционные события и сопутствующий им гнет цензуры побудили ее оставить издательскую деятельность. Состарилась она в одиночестве. Муж, Василий Сентягин, с приемным сыном Вадимом, уехав троить КВДЖ, так и не вернулись из Китая.
На закуте своих дней семидесятилетняя Надежда Алексеевна переехала в родную Вологду к сестре Елизавете Величковской. «Бабушка Надя, - рассказывала Ирина Дмитриева, - приехала к нам жить ы 1931 году, последние шесть лет своей жизни прожила с моей бабушкой Лизой в 14-метровой комнатке нашей коммунальной квартиры на 2-м этаже двухэтажного деревянного дома на Большой Козленской».
23 марта 1937 года в возрасте 76 лет, Надежда Алексеевна Сентягина (Семенова) скончалась и была похоронена на Богородицком кладбище за железнодорожным вокзалом. На ее могиле вблизи кафедрального собора Рождества Богородицы стоял простой деревянный крест. В связи со сносом кладбища могила была ее утрачена, пишет Анна Плехова на своей страничке Вконтакте.