В прокат вышел художественный фильм о Варламе Шаламове «Сентенция»

4681
2 минуты
В прокат вышел художественный фильм о Варламе Шаламове «Сентенция»

Картина «Сентенция» режиссера Дмитрия Рудакова описывает последние годы жизни писателя, уроженца Вологды Варлама Шаламова


Ослабевший полуслепой старик с полотенцем, повязанным на шее вместо шарфа, из последних сил диктует свои стихи диссидентам (журналисты Анатолий (Павел Табаков) и Андрей (Федор Лавров), собирающим его произведения для публикации.

Фильм стал событием для многих любителей кино, рецензии на него появились на всех авторитетных Интернет-ресурсах.

Мировая премьера «Сентенции» состоялась в рамках конкурсной программы дебютных фильмов на кинофестивале «Темные ночи» (PÖFF) в Таллине в 2020 году. Картина получила приз Международной федерации кинопрессы FIPRESCI. А на фестивале «Окно в Европу» в Выборге картине вручили диплом жюри конкурса с формулировкой «За поэтику свободы».

17 декабря фильм вышел в российский прокат, но, увы, до вологодских кинотеатров он пока не дошел.

Главную роль сыграл актер Александр Рязанцев. Сначала, как рассказал режиссер сайту сolta.ru, он хотел, чтобы Шаламова сыграл Петр Мамонов. Но так как реакции на предложение не было – а связаться с Мамоновым непросто, съемочная группа начала искать другого актера.

В итоге режиссер отсмотрел почти всех российских актеров от 60 и старше.

- Еще была мысль взять на роль настоящего заключенного. Чтобы при взгляде на него легко было поверить: он сидел. Также нам нужна была худоба. А худеть для роли, понятно, никто не будет — времени нет. Но в конце концов в Питере, под ночь уже, появился Рязанцев. И я помню, что как только зашел в комнату, то сразу понял: это он. Высокий, как Шаламов, очень худой. В реальности он, кстати, выглядит намного моложе, похож на Шаламова 60-х годов. Для съемок мы его старили гримом, - говорит Дмитрий Рудаков.

Идею о создании фильма Дмитрий нашел, прочитав в Интернете интервью одного из поэтов, который навещал Шаламова в доме престарелых.

А увидев черно-белые фотографии писателя, в голове Рудакова, как он рассказывает, все сложилось. Фильм сняли черно-белым, чтобы он казался старым.

Многие детали Рудаков почерпнул из свидетельств очевидцев. Например, то, как Шаламов всегда повязывал на шею вафельное полотенце. Как ел пастилу. Как трогал лица людей во время общения, чтобы понять, можно им доверять или нет.

- Я понимал, что «Сентенция» не может быть исторической реконструкцией, старых столов и стульев недостаточно — это должен быть фильм того времени, - делится режиссер, которому хочется продолжать найденную им тему.

В фильме нет прямой отсылки к жизни Шаламова в лагере, вместе с тем, режиссер, по словам кинокритика Антона Долина, ищет адекватный язык для разговора о невыносимом опыте. В случае Шаламова — опыте, не закончившемся освобождением из лагерей, где он провел два десятилетия, а тянувшемся до самого конца мученической, страшной жизни.



Читайте также