В Вологде на кинофестивале Дни Voices показали восстановленный документальный фильм «История гражданской войны» режиссера Дзиги Вертова

24172
5 минут
В Вологде на кинофестивале Дни Voices показали восстановленный документальный фильм «История гражданской войны» режиссера Дзиги Вертова

На одном из архивных кадров запечатлен вологжанин Николай Казаданов, который был одним из руководителей подавления антибольшевистского восстания в Ярославле


На исторические корни участника Гражданской войны обратил внимание зрителей Николай Изволов, который восстановил уже вторую документальную работу Дзиги Вертова - о первой картине мы рассказывали ранее https://vk.com/vtchk?w=wall-171004409_59167.

Николай Изволов лично приехал в Вологду, а после просмотра пообщался с публикой – историками и краеведами. По его словам, на этот раз он потратил два года на воссоздание фильма, так как сценарный план не сохранился и автор искал литературное описание картины.

- Это была сложная работа. В конце концов план был составлен, исследована хроника и составлен фильм. Работа была сложная, надеюсь, больше такой у меня не будет, - сказал Николай Изволов, подсказав, чтобы вологжане обратили внимание на товарища Казаданова из Вологодской области.

- Смотрите, какой белозубый красавец, - восхитились зрители улыбкой вологжанина, который выглядел как артист, а не как сотрудник ЧК.

Судьба Николая Казаданова, который на самом деле родом из Череповецкого уезда, достойна отдельного фильма.

- Четыре Георгия, четыре Георгиевских медали "За храбрость", встреча с императором, чаепитие с Лениным, Красное Знамя за Ярославль и 11 ранений. В перспективе у него руководство театрами, затем Соловки и лагерь в Норильске, а потом дожитие в забвении, - пишут историки.

Как рассказали родственники участника Гражданской войны А. Кириллову, автору статьи в журнале «Октябрьский мост», родился Николай Платонович в деревне Прислон Череповецкого уезда в 1889 году. Позднее семья переехала и жила в Ярославле. Там он окончил три класса. С 12 лет пошел чернорабочим. За участие в демонстрациях, распространение прокламаций, подвоз оружия защитникам баррикад Николай был выслан под надзор полиции на родину, но через два месяца бежал.

Вскоре грянула Первая мировая. Почти пять лет наш герой отвоевал на ее фронтах, участвуя в различных сражениях. Как итог, четыре «Георгия» и медали за боевые отличия. 14 ноября 1914 года получил тяжелое ранение, после чего находился на лечении в земской больнице Двинска. Вскоре больницу посетила царская семья во главе с императором Николаем в сопровождении императрицы, дочерей Ольги и Татьяны. Там Казаданов был представлен царствующей особе как герой войны, уже имеющий два георгиевских креста. Расспросив о подробностях боев, в которых ему довелось участвовать, император приколол на грудь Николая Георгиевскую медаль и поблагодарил за службу.

Казаданов активно участвовал в Февральской революции. После возвращения в свой полк Казаданов был делегирован в Петроград. Там, в Смольном, ставшем штабом Октябрьской революции, произошла встреча с Лениным. Вождь посоветовал Николаю не возвращаться в свой полк, так как его намечено расформировать, а остаться в столице для участия в организации Красной гвардии. Еще был вариант возвращения в Ярославль. Последнее предложение устроило, и Ленин тут же написал записку в адрес ярославского Совета, в которой содержалась просьба – использовать посланца партии на руководящей должности.

Во время антибольшевистского восстания Казаданов сумел собрать соратников, затем снять часовых у оружейных складов и завладеть оружием. Потом началась ликвидация мятежа. В первую же неделю удалось не только остановить продвижение мятежников на близлежащие населенные пункты, но и запереть их в городе. Характерно, что вся семья Казадановых – отец, брат и сестры приняли активное участие в ликвидации восстания белых. Отец командовал артиллерийской батареей, брат – ударным отрядом. Сестры стали разведчицами и ухаживали за ранеными, а дети были связными.

2.jpg

В марте 1920 года штаб 12-й армии утвердил Казаданова на должность командира 405 полка, который участвовал в боях с белополяками под Белой Церковью, Фастовом, Бердичевом. После окончания гражданской войны его служба в армии, к сожалению, продолжалась недолго. Закончив харьковскую повторную школу комсостава, успел немного покомандовать полком 45-й дивизии, расквартированной под Киевом, но вскоре серьезно заболел и по этой причине в ноябре 1924 года был уволен из рядов Красной армии.

Уже 25 ноября его утвердили комендантом Киевского оперного театра, а через год – заведующим группой театров Киева. В 1929 году он поступил на литературный факультет Московского госуниверситета. Но долго учиться не пришлось, сказались семейные проблемы, материальные затруднения.

После перевода в Москву работал директором драматических мастерских ВЦПС и Наркомпроса, зам. председателя Всесоюзного дома самодеятельного искусства им. Крупской, начальником «Киностроя», главным инспектором государственных академических театров. Последняя должность стала для него роковой.

Началось с того, что он написал докладную на имя заместителя Ворошилова. Он беспокоился о недостатках в охране театров. Документ попал в руки Ягоды, который усмотрел в нем подрыв личного авторитета и «наезд» на его ведомство. Он вызвал автора к себе. Произошел очень острый разговор, в ходе которого Николай Платонович не сдержался, вспылил.

После этого было сфабриковано «дело», в результате чего 20 марта 1933 года Казаданов заочно, без суда и следствия, постановлением коллегий ОГПУ был приговорен к 10 годам заключения в трудовых лагерях по статье 59 «г» «...за бандитизм в 1918 г.». Отбывать наказание отправили на Соловки, в печально известный теперь СЛОН, о котором в наше время подробно рассказывали пресса и телевидение.

В лагере Казаданов получил специальность ветфельдшера. Был по достоинству оценен и его литературный талант, как следствие – в период отпуска начальник лагерной культурно-воспитательной части поручал ему исполнение своих обязанностей. Тем не менее Ягода дважды отдавал приказ о ликвидации Казаданова. Спасли его друзья по несчастью, которые помогли организовать перевод в Норильский лагерь.

Как сообщает сайт областной библиотеки https://www.booksite.ru/war1914/3_st-108.html, после освобождения Казаданов работал в Талды-Курганском русском драматическом, потом в Джамбульском театрах, где был художественным руководителем и по совместительству – научным сотрудником областного музея (до февраля 1947 года), а затем вновь стал работать ветфельдшером.

- Ныне я одинок. На Великой Отечественной погибли многие близкие родственники. Сын Валентин убит 14 января 1944 года, похоронен в Калининской области. Брат Иван, сестра Евдокия и мать погибли под Ленинградом в марте 1942 года. Отец, братья Петр и Василий, сестра Татьяна умерли в разное время. Жена в 1946 году незадолго до моего освобождения из лагеря уехала в Сталинград с инженером..., прихватив все мое имущество… Как говорится, обобрали начисто, - писал в автобиографии Николай Казаданов.


Читайте также