Записки о кругосветке: Великоустюгский музей-заповедник рассказывает о первом кругосветном путешествии, в котором участвовал устюжанин Николай Коробицын

12708
4 минуты
Записки о кругосветке: Великоустюгский музей-заповедник рассказывает о первом кругосветном путешествии, в котором участвовал устюжанин Николай Коробицын
Фото 1 - Л. Н. Леспинас. Вид Кяхты. 1780-е гг.

Путешествие состоялось в начале 19 века


В 1803–1806 годах шлюпы «Надежда» и «Нева» под командой Крузенштерна и Лисянского совершили первое кругосветное плавание, составившее славу и гордость российского флота.

На корабле «Нева» «кругом света» ходило семеро устюжан. Это приказчик Российско-американской компании Николай Коробицын, «квартермистры» (квартирмейстер – младший унтер-офицер) Осип Аверьянов и Семён Зеленин, матросы I статьи Иван Попов, Пётр Борисов, Михайло Шестаков и Митрофан Зеленин.

Во время плавания Николай Коробицын вёл путевой дневник. Толстая рукопись с его «Записками» была обнаружена в Ленинграде в 1940 году. Но издать «Записки» не успели. Только в 1944 году записки Н. И. Коробицына как ценнейший исторический документ были опубликованы в сборнике ВГО «Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII–XIX веках».

В 1803 году Николаю Коробицыну 28 лет. И к тому моменту Коробицын уже 8 лет провёл в беспрестанных поездках по России по торговым делам купцов, на службу к которым он поступал. Покинув Великий Устюг двадцатилетним в 1795 году, он вернётся в родной город только через 12 лет – уже человек с потрясающими биографией и послужным списком.

А в 1795 году, получив благословение родителей, Николай Коробицын самостоятельно отправится из Устюга на Макарьевскую «ярмонку» с надеждой «приискать оказию» в Сибирь. Уже потеряв надежду и договорившись о возвращении домой, Николай получает очень его ободрившее предложение устюжского купца II гильдии Александра Саблина, также оказавшегося на ярмарке. Именно с его товарами Коробицын и отправляется первый раз в Иркутск, открывая для себя Сибирь.

В начале 1796 года в Иркутске он уже смог получить рекомендацию и поступить приказчиком к устюжскому купцу Власу Бабикову, который в составе экспедиции на галиоте «Святая Екатерина» под началом Адама Лаксмана в 1792–1793 годах ходил в Японию, а в 1795-м был награждён золотой медалью. За два года службы у Бабикова молодой и любознательный Николай не мог не узнать подробностей этого удивительного путешествия. Так постепенно в нём, наверно, и зарождался интерес к океанским путешествиям к неведомым землям…

В ноября 1797 года состоялось знакомство Николая Коробицына ещё с одной легендарной личностью Евстратием Деларовым – купцом и мореходом греческого происхождения, правителем русских поселений Северо-восточной американской компании с 1787 по 1791 годы.

Каждая следующая поездка в Сибирь приближала Николая Коробицына к тому, о чём он ещё и помыслить не мог. Не всё было гладко. В 1799 году он попал в крайне сложную ситуацию при сопровождении товаров с Макарьевской ярмарки в Кяхту – русскую торговую слободу на границе с Китаем. В обозе, сопровождаемом Коробицыным, была украдена большая кипа сукна, принадлежавшего купцу Мичурину. Купец за потерянные ткани потребовал выплатить 600 рублей – немыслимую сумму для приказчика, работавшего за 100 рублей в год!

В мае с Ленской Качугской пристани, погрузив товары на 5 «павосков», Коробицын с 6 находящимися при нём компанейскими приказчиками и 45 нанятыми компанией в Америку работными людьми отправляется в Якутск.

Уже имея свой горький опыт, Николай Иванович делает всё возможное для обеспечения безопасности. В окрестностях Якутска в начале лета «находилась партия разбойников из 30 человек каторжных, бежавших с казённой работы». Коробицын делит «компанейских служителей» на 4 караульных группы, в каждую смену назначает по приказчику, вооружает караулы однофунтовыми медными пушками, предназначенными для отправки в Русские Америку. В результате избежав нападения разбойников, Коробицыну удается с тремя конвоями благополучно отправить в Охотск компанейские товары.

В Охотске Николай Иванович уже руководит вооружением нового галиота «Св. Александр Невский» и погрузкой на него доставленных товаров. Завершив эти работы, 26 сентября Коробицын и комиссионер компании Дудоровский отправляются обратно в Якутск.

На полпути осень резко сменилась зимой с глубокими снегами и «изрядным морозом», с трудностями переправы через незамерзшие речки. В своих записках Николай Коробицын рассказывает о том, как приходилось разбивать лёд у берегов и переходить на лошадях вброд, расчищать снег, чтобы поставить палатку для ночлега. Измученные в дороге, они вынуждены были тратить короткое время отдыха на заготовку дров, чтобы высушить у огня вымокшие на переправах одежду и обувь, вскипятить воду и приготовить еду…

Наконец 17 октября 1801 года спутники добираются в Якутск, а 9 декабря Николай Иванович уже в Иркутске. Придёт весна, и он снова отправится в путь, сообщает группа ВК "Великоустюгского музея-заповедника". 

Фото - группа ВК "Великоустюгский музей-заповедник"




Читайте также