Итоги оптимизации в Вологодской области: одиннадцать лет назад, в 2010 году, началась реформа здравоохранения

41977
4 минуты
Итоги оптимизации в Вологодской области: одиннадцать лет назад, в 2010 году, началась реформа здравоохранения

Тогда ее назвали оптимизацией. Ходом реформ – закрытием «неэффективных» больниц и повышением зарплат медработников - оказались недовольны все – и врачи, и пациенты


- Пациенты справедливо жалуются на плохие условия, очереди к врачам-специалистам и их нехватку. Медицинские работники, в свою очередь, недовольны уровнем заработной платы и высокой нагрузкой, – сказал Владимир Путин.

На самом деле процесс сокращения коек и непонятных действий с зарплатами, когда после так называемого повышения сумма в квитке медработника оставалась прежней, шел постоянно.

По данным Ростата, с 2013-го по конец 2019 года младших медработников стало меньше в 2,5 раза – их количество сократилось с 687 тысяч человек до 265 тысяч; среднего персонала – почти на 10% – с почти 1,5 миллиона человек до 1,3 миллиона; а врачей – на 2,2% – с 578 тысяч человек до 565 тысяч.

Отдельно стоит отметить врачей-инфекционистов, их по сравнению с началом медицинской реформы стало на 10% меньше, эпидемиологов – почти в полтора раза. Смертность от инфекций, напротив, выросла на десятую долю процента.

Михаил Дуганов, который работал и.о. начальника Департамента здравоохранения Вологодской области, не скрывал в своей 80-страничной книге курса на сокращение коек.
- Анализ, проведенный по районам области, позволяет оценить деятельность системы охраны здоровья как неэффективную в Нюксенском, Харовском, Кирилловском, Вожегодском, Белозерском, Сямженском районах. Избыток ресурсов отмечается в г. Череповце, в Велико-Устюгском, Усть-Кубинском, Кичменско-Городецком, Междуреченском и Вашкинском районах.

Во всех вышеназванных муниципальных образованиях неэффективность системы здравоохранения объясняется избыточными коечными мощностями стационаров, а также отчасти нерациональным использованием дорогостоящей скорой медицинской помощи. Именно в этих районах требуется первоочередная реструктуризация стационарной помощи: замена ее на более дешевую – стационарозамещающую, - пишет Михаил Давидович.

По данным СМИ, еще в 1990 году в России было 140 тысяч инфекционных коек, в 2012-м – в два раза меньше, всего 70 тысяч, к 2018 году их стало уже 59 тысяч. Зато выросла нагрузка на врачей.

Вологодская область не отставала от других регионов. В 2007 году агентство Регнум пишет, что всего за год только в Череповце нужно было сократить 560 коек.

- С 2007 года здравоохранение Вологодской области среди еще 19-ти территорий вступает в пилотный проект по одноканальному финансированию. И одно из условий пилотного проекта - приведение коечного фонда к федеральным нормативам, - отмечал руководитель управления здравоохранения Череповца Феликс Фарбер.

Любопытно, что максимальное количество больничных коек в Череповце было зарегистрировано в 1990 году, тогда их число достигало 4170. С этого времени шел процесс их сокращения. В муниципальном заказе на 2007 год для Череповца утверждено уже только 3297 стационарных коек и 608 дневного стационара.

Как сообщает газета вологодских коммунистов «Вологодская правда», число больничных коек в стационарах Вологодской области за последние 10 лет сократилось более чем на 1800 единиц. Если в 2011 году на 10000 жителей приходилось 90 мест в больницах, то сейчас только 77. В целом же по России за 2011-2019 год (более поздних данных пока не опубликовано) коек в стационарах стало меньше на 174 тысячи.

В ноябре 2019-го чиновники решили, что после девяти лет оптимизации российской медицине нужна модернизация. Новый план должен был провести инвентаризацию, скорректировать число врачей и разработать новую систему оплаты их труда. Но грянула пандемия и расставила все по своим местам. Коек не хватает, врачей не хватает. Только в Череповце не хватает 78 врачей и 63 медсестры.

О том, что происходит в районах Вологодской области, где сократили все, что можно было сократить, можно узнать из описаний местных жителей.

- Лежал в июле 2021 в моногоспитале на Ломоносова неделю, поражение легких 40%. Если бы мне в Кадуе сразу поставили диагноз и начали лечить грамотно, то не пришлось лежать в госпитале. Кстати, когда начал задыхаться, позвонил в кадуйскую скорую, мне ответили: «Скорая приедет через 6 часов, приезжайте сами». Я приехал на такси, сам.

Новый врач в кадуйской больнице, из Владимира, очень достойный врач, как и главный фельдшер, который вез меня в Череповец! Интересно, почему в скорой стоит новая карета иномарка и не ездит? Я спросил водителя буханки об этом, ответ: «Она возит начальство». В моногоспитале на Ломоносова вместо 15 медсестер работают 5, оптимизация мать ее медицины. Медсестры и «санитарки» работают свыше своих сил! Врачей тоже не хватает.

Обход утром, 2 минуты на больного, и все, остальное у них писанина (оптимизация по-путински). Советских настоящих грамотных врачей осталось мало. В реанимации работают советские врачи от Бога! Причина смертей - от ОРВИ, ковид, оптимизация: нехватка персонала, кислорода во многих палатах. Кормили хорошо. Весь медперсонал доброжелательный и работает выше своих сил и норм! Я через 2 недели уже гонял по Кадую на велосипеде, и забыл о болезни.

Совет тем, кто попадет в моногоспиталь: купить прибор для измерения кислорода 2000 - 3000 руб и мерять самому кислород в крови, ищите своих знакомых советских врачей и консультируйтесь по телефону, потому что на врачей госпиталя надеяться не приходится. У моего врача по отделению был стаж 3 месяца! Умирают не от ковида, а от последствий после него и от разваленного здравоохранения СССР, - пишет Юрий Карпенко.

Фото - dv2845.ru


Читайте также