Как реагировать семьям на проверки службы опеки?
Как пишут аналитики, главное, что происходит в таких случаях, – изменение в модели поведения всех участников процесса.Трагедия со Степой Кукиным и история о сбежавшей в Карелию приемной семье Лапшиных осветили много разных проблем с семьями (особенно с приемными семьями) в Вологодской области, о которых мы знали и о которых мы даже не подозревали.
Органы в разных регионах после таких ЧП ведут себя по-разному. В Вологодской области пошли по пути проверок. Созданный регламент предусматривает ежемесячный выход служб опеки и других учреждений в приемные семьи. Это управление опеки и попечительства, отделы полиции по делам несовершеннолетних, подразделения профобразования из Департамента образования области, территориальные центры системы соцзащиты, представители поликлиник.
- Объем работы увеличился, так как мы должны заниматься профилактикой. И если права ребенка нарушаются, принимается решение об изъятии. Есть семьи благополучные, и, возможно, к ним можно было не ходить, но раз регламент принят, мы обязаны исполнять. Раньше регламента не было, и мы посещали приемные семьи раз в месяц, потом раз в три месяца, потом раз в полгода. Этого было достаточно, чтобы понять, как ребенок учится, питается, какая атмосфера в семье. Мы анализировали абсолютно все аспекты – состояние жилого помещения, его чистота, наличие работы у родителей. Но ситуация изменилась с появлением регламента, и мы обязаны следовать ему, - объясняет Дмитрий Торхов, начальник управления социальной защиты, опеки и попечительства администрации Вологды.
Не все приемные родители восприняли нововведения на ура. Некоторые семьи сначала даже изменили модель поведения: прятали детей от специалистов и не пускали домой службу сопровождения.
Дмитрий Торхов рассказывает, что, заступив на пост, он реорганизовал управление соцзащиты и систему работы. Теперь сотрудники направляют акты проверки приемным родителям, чтобы те знали количество нарушений.
Но проверки служб опеки могут коснуться не только приемных семей. Последний скандал с изъятием детей из семьи, который произошел в Бабаевском районе, описала газета «Комсомольская правда». На этот раз семья Першиных, переехавших в деревню Бабаевского района Ольховик, рассказала, как органы опеки Вологодской области отобрали двух девочек 6-летнюю Сашу и 14-летнюю Соню по жалобе соседки. Причина – неудовлетворительные бытовые условия и якобы нежелание лечить одну из дочек.
Семья Евгении и Алексея Першиных переехала в Ольховик из Питера в октябре прошлого года. В деревне был старенький деревянный домик, который еще бабушка с дедушкой строили. Печка работает, баня есть. Семья рассказывает, что хотели пожить здесь 3-4 года, скопить денег и обменять все это на жилье где-нибудь поближе к Санкт-Петербургу.
Ближайший город Бабаево в 25 километрах, ни автобусов, ни маршруток не ходит. Старшую дочь женщина устроила в интернат в Бабаеве, возить каждый день туда-обратно не на чем. На выходные она домой приезжала. Младшая была с мамой и папой, детсада, конечно, нет.
Представители органов опеки приехали 29 января 2020 года. По словам отца, ребенка оторвали от мамы и вынесли без куртки прямо на мороз, а жену в наручниках и тапочках отвезли в полицейский участок. В итоге составлен акт о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей (в доме холодно, дров мало, антисанитарные условия) и выписан штраф в 1500 рублей. Женщину обвинили в пьянстве.
Органы опеки выяснили, что у девочки воспалился глаз, и она так и не была у врача. Объяснениям мамы, что она планировала съездить в офтальмологический центр в Вологду, не поверили. Больше дети Першиных дома не были. На женщину составили акт «О неподчинении властям» и протокол об изъятии детей по 77 статье семейного кодекса («Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью» — ред.). Сейчас обе девочки в интернате в Череповце. А на родителей готовят документы о лишении прав, в марте должен состояться суд.
В документах органов опеки указано, что впервые они пришли в дом к Першиной 23 декабря. А 10 февраля (меньше, чем через месяц) уже подали иск в суд. За это короткое время они побывали в доме семьи один раз и увидели там жуткую грязь и антисанитарию, вызвали мать на комиссию один раз, дважды предложили оформить социальные пособия и провели профилактические беседы с предложением переехать в город (каким образом и где жить не уточняется). И один раз принесли детям сладкие подарки в рамках «благотворительных мероприятий «марафон добрых дел» (цитата).
Теперь «Комсомольская правда» собирает средства на ремонт в домике Першиных. А общественный деятель, директор социального центра Святителя Тихона при Донском монастыре, многодетный отец Александр Гезалов рассказал, что уже не раз сталкивался со странными историями из Вологодской области:
- Опека Вологодской области известна своими суперкарательными действиями, относительно семей, оказавшихся в трудной ситуации. Вместо оказания помощи и проявления тактичности производят изъятия и отобрания детей. Ну а после того, как это случается, пойти в обратную сторону они уже не могут. Поэтому всячески стараются сделать так, чтобы дети оказались в системе. Мы занимались несколькими случаями, не только семьей, которая сбежала в Карелию. Мы возьмем семью на сопровождение, организуем сбор средств на ремонт. Дадим юриста, окажем гуманитарную помощь, подключим местные общественные организации. Я общался с родителями, они адекватные и борются за своих детей. Почему же соцслужбы не борются за семью?
Комментарий юриста Николая Шалаевского:
- Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.
Основаниями для изъятия считают:
- привязанность у ответственных лиц к спиртному или же наркотикам;
- совершение насильственных действий родственниками в отношении несовершеннолетнего;
- эксплуатация детского труда;
- непосещение молочной кухни;
- аморальное поведение взрослых;
- частый и громкий плач деток;
- нарушение техники безопасности при вовлечении своих чад в бытовой процесс;
- нехватка игрушек;
- антисанитарные условия проживания;
- не надлежащее состояние спального и рабочего места;
- не своевременное прохождение врачей в детской поликлинике;
- отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов;
- поступление жалоб, в том числе анонимных.
Подвергаются проверке лица, принявшие опеку над несовершеннолетними детьми, а также биологические родители. Фактически, каждое семейство может стать объектом обследования, достаточно «сигнала» со школы или от соседей. Внезапные проверки позволяют объективно оценить условия содержания малюток, особенно когда они еще не посещают садик или школу.
Главное не паникуйте, сохраняйте спокойствие и уверенность, старайтесь быть доброжелательными.
На что обращает внимание опека:
- требует ли квартира ремонта или его наличие;
- чистота в квартире;
- внешний вид членов семьи;
- наличие спальных мест для каждого в доме;
- содержимое холодильника (свежесть продуктов, горячие блюда, детское питание);
- присутствие домашних животных и насекомых;
- в помещении неприятный запах (затхлость, гниение, сырость и т.п.);
- физическое и моральное состояние малышей;
- наличие признаков распития алкоголя или других вредных веществ;
- манера общения между близкими;
- необходимость в госпитализации или медикаментах (в случае болезни).
Посетив семью лично, сотрудники должны убедиться, что малышам, проживающим с Вами, созданы надлежащие условия и нет риска для его жизни и здоровья. Без акта об изъятии или же решения суда принудительно отнять отпрысков не имеют права. Не подписывайте заявление на добровольную передачу детей, если не согласны. Поскольку доказать факт угрозы жизни или здоровью не просто. Добровольный отказ от исполнения материнских обязанностей судом будет расцениваться как равнодушие, не возможность обеспечения достойного уровня проживания с Вами.
В течение семи дней с момента изъятия малолетних государственный представитель подает прошение о лишении родительских прав в суд. В это время малышей помещают в специальных учреждениях для детей. До суда общение с близкими допускается, только в случае, если встречи не ухудшают физическое и психологическое состояние деток.
Если прошение истца будут удовлетворены, ответчик может попытаться восстановить материнство, если реабилитируется до наступления совершеннолетия отпрыска. В такой ситуации сироты до достижения 18 летнего возраста остаются в детском доме или их могут усыновить другие родственники или же иные граждане в законном порядке. Лишенные родительских прав отец или мать обязаны платить алименты на содержание ребенка.
Источник - издание "В точку"