Уроки пандемии: как вологжане пережили насилие, развод и потерю работы

20133
7 минут
Уроки пандемии: как вологжане пережили насилие, развод и потерю работы

Разводы, психологическое и физическое насилие, потеря работы, газлайтинг – это лишь некоторые проблемы, с которыми вологжане обращались во время пандемии в областной Кризисный центр для женщин.


Вологодский Кризисный центр для женщин, основанный в 2000 году для помощи женщинам в трудной жизненной ситуации, активно работал в условиях пандемии. Работу специалистов Кризисного центра поддержал Фонд президентских грантов, который выделил проект вологодской организации «Пандемия домашнего насилия» из сотен проектов волонтеров и активистов.

За несколько месяцев реализации проекта в 2020 и 2021гг. руководители Центра Любовь Тарлакова и Ирина Волкова накопили опыт решения многочисленных проблем вологжан и вологжанок, обратившихся к консультантам как лично, так и по телефону.
- За время проекта на горячую линию поступила масса звонков. Мы стремились вести прием именно онлайн, но в случае острой необходимости предоставляли желающим возможность лично встречаться с юристом и психологом, которые проводили консультации и другие мероприятия. За помощью обратилось более 500 вологжанок и вологжан, которые в условиях пандемии попали в ситуацию домашнего морального, психологического и физического насилия. Многие женщины консультировались не по одному разу, кого-то из обратившихся ведут до сих пор, если проблемы пока не решились, - рассказывает Любовь Тарлакова.

Почти все пострадавшие - женщины с детьми, есть и беременные. Нуждающимся предоставили место для временного проживания на бесплатной основе. в социальной гостинице Кризисного центра для женщин. Помощь не исчерпывалась предоставлением места проживания, женщин поддержали наборами СИЗ, , продуктовыми наборами и средствами личной гигиены. На Новый год проживающим в гостинице вручили подарки при поддержке Детского благотворительного фонда и партнеов проекта.

Кризисный центр оказал действенную помощь женщинам, проживающим не только на территории Вологодского района, но и из других районов Вологодской области.
- Мужчины зачастую впадали в агрессию из-за вынужденной изоляции. Дело в том, что женщины в сельской местности часто теряли работу. Будучи и так зависимыми от мужа финансово и морально, они испытывали усилившееся давление, так как во время пандемии мужчины теряли работу и высказывали претензии женам. В основном, это были конфликты на финансовой почве. Мол, ты дома сидишь, детей нарожала и не работаешь, - говорит Ирина Волкова.

Среди пострадавших были и те, кто морально не выдерживал совместного пребывания на одной территории.

Кризисный центр для женщин активно выступает по радио, размещает статьи, рассказывая о проекте, и к психологам и юристам стали обращаться все больше и больше вологжан. Среди них есть не только жертвы, но и их родственники, соседи. К сожалению, многие настолько запуганы, что люди боятся называть свое ФИО, возраст и район проживания.
- Например, одна из клиенток рассказала, что дочка, которая живет в атмосфере насилия обратилась бы за помощью, но боится, что у нее заберут ребенка, если об этом узнает опека. И хорошо, что звонят и узнают, потому что зачастую в сельской местности бытует мнение: раз живет с мужем и мучается, должна терпеть до последнего. Мало, кто из взрослых родителей пустит взрослую дочь обратно в семью, мол, вышла замуж и живи там сама. Хотя в случае физического насилия нужно сразу уходить, ведь каждый удар может быть последним. И дети все это видят, нужно детей ограждать от этого, а не продолжать жить с мучителем, - рассказывают сотрудники Центра.

По словам работников, у нескольких жертв домашнего насилия, которые живут в Вологодской области, были даже свои квартиры, но так как мужу известен адрес этого жилья, они все равно боятся туда переезжать и уходить. Вдруг муж нападет и будет некому защитить?

У некоторых женщин настолько застарелые проблемы, что уже выросли дети, а женщины продолжают терпеть драки и сцены ревности. Взрослые дети говорят матери, что они устали ее спасать и не понимают, почему она не уходит от агрессивного отца. Подобные случаи достаточно сложные, и даже после терапии и переезда в гостиницу Кризисного центра такие женщины скучают по садисту и начинают уверять психологов и юристов, что все было не так-то и плохо, бывали якобы моменты, когда он ее не бил по полгода.

- Тяжело смотреть на таких женщин, потому что обычно они образованные, активные, любящие, выросшие с хорошими родителями. Здорово, когда такие женщины разбираются в себе и преодолевают созависимость, уходят из этой жизни «по кругу», - говорят психологи.

Во время пандемии такие проблемы в семье изначально взрывоопасные. Кроме классических жертв домашнего насилия, в таких условиях появились и новые случаи финансового, морального и физического давления.

- Оказавшись в ограниченном пространстве, некоторые люди не воспользовались возможностью лучше узнать друг друга, они стали заниматься газлайтингом, доказывая друг другу, что «ты – неадекватный в этом мире». Обычно это люди образованные, успешные, но они не готовы никого слушать, - описывают сотрудники Центра.

В вологодский Кризисный центр для женщин стало больше обращаться мужчин. Тема – как забрать у женщины детей, чтобы не платить алименты и не допустить раздела нажитого в браке имущества.

- Конечно, бывают ситуации, когда и женщины стали манипулировать детьми. Чуть что звучат фразы во время конфликта «Я забираю детей и уезжаю». В такой ситуации, особенно если семьи обеспеченные, мужчины сразу задумываются: ага, алименты, будут делить имущество. И они хотят узнать все детали, как разделить детей, если детей двое или трое, как в суд подать, как забрать детей, чтобы вообще алименты не платить, - описывают случаи юристы.

Специалисты Центра делали все, чтобы поддержать оказавшихся в сложных ситуациях. Из-за пандемии резко выросли траты на коммунальные услуги в гостинице Центра. Возникали сложности с работой различных служб, так как из-за онлайн-режима сроки готовности документов резко увеличились.

Многие проблемы остались нерешенными. Например, компьютерная техника для детей, которые живут в гостинице Кризисного центра. Постоянно требуются канцтовары, бытовая химия, продукты. Коллектив центра этим летом объявил акцию по сбору продуктов у вологодских дачников, которые с удовольствием отдают излишки урожая в гостиницу.

Трудности возникают и в общении с пострадавшими, которые запуганы и никому не доверяют. Одновременно им хочется, чтобы все проблемы были решены как по мановению волшебной палочки.

- В условиях пандемии, когда люди стали чувствовать себя незащищенными, некоторым обратившимся хотелось переложить ответственность за свои проблемы на плечи работников Кризисного центра для женщин. Ведь никто за человека этот момент не решит. Нельзя думать, что один звонок в Центр изменит жизнь полностью, наладит и ситуацию с работой, зарплатой и семьей. Важно, чтобы человек был готов меняться и предпринимать решительные действия, - рассказывает Любовь Тарлакова.

Еще одна идея Любови Тарлаковой и Ирины Волковой – создание в Вологде проекта общегородского комплексного социального центра, который объединит самые активные и интересные общественные инициативы под одним крылом.
- Как мы видим, все это – для того, чтобы пострадавшая женщина не бегала по чиновникам, а могла бы все сделать в одном центре. Здесь можно было бы проводить первичные приемы, открыть гуманитарный склад, социальную столовую и комнату релакса, в том числе и для специалистов Кризисного Центра. К сожалению, в Вологде не хватает паллиативной помощи, нет хосписа, где бы помогали и поддерживали как больных, так и их родственников. Как раз подобный комплексный центр мог бы организовывать различные мероприятия для поддержки женщин, попавших в такую ситуацию. Мы хотим создать юридическую консультацию, женский клуб на базе центра, открыть клуб успешных женщин, которые смогут делиться, как они вышли из трудной ситуации, потому что знать о таком опыте очень полезно. Можно было бы проводить творческие вечера, книжные клубы. Поэтому мы планируем попросить у руководства города Вологды большое помещение под такой центр, который объединит работающих в этой теме НКО - предлагают Любовь Тарлакова и Ирина Волкова.



Читайте также