@lidushka_39: В музее "Богословка" находится копия Храма Покрова Пресвятой Богородицы из села Анхимово Вытегорского погоста

70254
8 минут
@lidushka_39: В музее "Богословка" находится копия Храма Покрова Пресвятой Богородицы из села Анхимово Вытегорского погоста

Культурно-этнографический музей-заповедник «Богословка» расположен в Ленинградской области и стремится воссоздать и сохранить деревянное зодчество Русского Севера.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из вытегорского Анхимова (1708 г.) - памятник-легенда. Оригинал утрачен. В 2008 году она была воссоздана и освящена. Церковь существует по сей день, это этнопарк ”Богословка” (Невский лесопарк Всеволожского р-на Ленобласти).

Впервые, как пишут архитекторы, о вытегорской церкви стало известно в 1873 году. В “Олонецких губернских ведомостей” был опубликован очерк ”Вытегорская Покровская церковь в Вытегорском погосте”, за авторством священника Спиридона Партанского (помощника настоятеля указанной в заметке церкви).
- Вытегорская Покровская церковь, и по наружному своему виду, и по времени построения, есть замечательный христианский памятник Петровской старины в Вытегорском уезде. Народное предание говорит, что она построена по плану и рисунку Петра I. Первоначально построена была в 1708 году без фундамента, от чего начала оседать и, вследствие этого, в 1793 году была разобрана, поставлена на каменный фундамент, обшита тесом и выбелена мелом, - рассказывал отец Спиридон.
В основании своем имеет четырехконечный крест, который к верху украшен 20 главами. Народное предание говорит, что при первоначальном построении было поставлено 25 глав, но при перестройке на верхнем осьмиугольнике уничтожено 4 главы и впоследствии 1 глава над крыльцом.

- При первоначальной постройке для входа на паперть с западной стороны было устроено крыльцо о двух ходах на юг и север, но оно недавно разобрано и сделано без главы и об одном ходе с запада, - пишет священник.

Далее приводится мрачная легенда о событии, якобы предвосхитившем постройку церкви, главную роль в котором сыграл Петр Великий: ”В царствование Петра I, в Вытегорском погосте, в деревне Крюковой, жил один очень богатый крестьянин, по прозванию Плотников, у которого и был один только сын–грамотей. В проезд Петра, когда он рассматривал здешнюю местность в видах соединения Волги с Балтийским морем, сын богача Плотникова подпал опале Государя и был, по Его повелению, казнен, за то будто бы, что когда приехал сюда сержант Петра, для заготовки лошадей, он (сын) читал какой-то указ Государя в шапке и рукавицах, чем оказал неуважение к Особе Государя и сверх того много нагрубил и сержанту.

6.jpg

Сержант все это передал Государю и еще в преувеличенном виде. Петр, будучи не в духе, тотчас же дал приказ казнить виновного. Старик Плотников, услышав такой строгий приговор, пал в ноги Государю и умолял пощадить сына, предлагая ему всё своё огромное богатство: но Петр остался непреклонен, и сын был тут же казнен.

Убитый горем и, не зная кому оставить своё богатство, Плотников еще до выезда Государя вздумал построить в память казненного сына над его могилою богатую церковь, и сразу обратился с просьбою – разрешить привести в исполнение задуманную им мысль. Петр на этот раз внял просьбе и Сам тут же начертил рисунок, по которому впоследствии и воздвигнута эта церковь” (След. фото - западный фасад, обмер А. В. Ополовникова)

К любой легенде стоит отнестись с известной долей скептицизма – тем более что автор заметки, отец Спиридон, дальше указывает на некоторые нестыковки в датировках событий. Но содержание легенды западает в душу – вспыльчивый характер Петра Алексеича Романова достоверно подтвержден историками. А потому – вполне вероятно, что случай этот имел место быть. Церковь-то – вот она, стоит. Стояла.

8.jpg

Вполне возможно, уцелей Анхимовская церковь к нашему времени, она так же, как и Кижская, оказалась бы в списке всемирного архитектурного наследия ЮНЕСКО, и слава Кижской (построенной на 6 лет позже), потонула бы в её тени. И народ бы не в Кижи ломился, а в Вытегру…
Но - не судьба.

Удивительный храм не мог не привлекать внимания архитекторов, историков, краеведов, искусствоведов и реставраторов. К счастью, во второй половине XIX века, ко времени начала исследовательских работ, уже была изобретена фотография: до наших дней дошли дореволюционные фотоснимки церкви, из которых несколько, отснятых С. М. Прокудиным-Горским, цветных. На них особенно отчетливо заметно, что покрытые тесовой обшивкой стены ”выбелены мелом”.

После революции службы в Покровской церкви в Анхимово прекратились. Опустевшее здание до 1948 года числилось памятником архитектуры и находилось в ведении районного краеведческого музея и отдела архитектуры Вологодского облисполкома. По ходатайствам местного населения, 25 июня 1948 года было вынесено положительное заключение об открытии церкви для верующих, но тут (по чьему-то злому умыслу или просто по недосмотру) возникли проблемы бюрократического характера: обнаружилось отсутствие договоров между отделом архитектуры и приходской общиной, необходимых для возобновления богослужений. Под этим предлогом тему как-то постепенно замяли.

С 1949 года церковное здание, в котором еще сохранялись кое-какие иконы и богослужебная утварь, разрешили использовать под хозяйственные нужды.

А в 1956 году в Анхимово приехал Бог Реставрации - Александр Викторович Ополовников. Он не мог сюда не приехать, ибо Анхимовская Покровская церковь – по его собственному признанию – являлась, наряду с Преображенской Кижской, “одним из высочайших достижений русского деревянного зодчества”. Им была выполнена фотофиксация и произведены тщательнейшие обмеры, скурпулезно изучена каждая деталь, исследовано всё, что только можно было исследовать – включая то, что исследовать было в принципе невозможно, но для этого человека ничего невозможного не существовало.

11.jpg

По заключению Ополовникова, церковь "пострадала значительно сильнее от сознательной детельности людей, чем от воздействия разрушительных сил природы". В 1963 году был поднят вопрос от реставрации Анхимовской церкви, а для начала принято решение об установке на Покровской церкви в 1964 году охранной доски.

Обмеры в Анхимово велись параллельно с реставрационными работами на Кижской 22-главой Преображенской церкви – вполне возможно, после завершения полного цикла работ в Кижах, дело бы дошло и до реставрации Анхимовской церкви. И многоглавых старинных русских северных деревянных красавиц у нас было бы целых две.

21 октября 1963 года 20-главая (на тот момент) церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Анхимово сгорела.

В небольшой заметке в газете ”Вологодский комсомолец”, от 15 ноября 1963 года, читаем: ”Начальник Вытегорской милиции Волков говорит, что пожар возник в результате несчастного случая. Двое любителей выпивки проникли в церковь через окно и под хмельком случайно подожгли её. Жители Анхимово прямо говорят, что церковь фактически не охранялась. Дверь, правда, запиралась на замок, однако окна не были заделаны, и через них в церковь проникали все, кто хотел. Она захламлялась, стала проходным двором для любителей выпивки. Так, в 1961 году уже был предостерегающий случай, когда в церковь проникли хулиганы – поломали утварь, испортили иконы. Тем не менее, Анхимовский сельсовет не принял действенных мер”.

После этой беды реставратором был выполнен подробнейший проект реставрации церкви, предусматривающий, помимо восстановления сгоревших конструкций, воссоздание разобранных при ремонте в 1793 году четырех глав четвертого (предпоследнего) яруса на крестчатой бочке, завершающей малый восьмерик, и возвращение на историческое место западного крыльца на два всхода (юг-север).

Эти проекты остались лежать у него дома, оказавшись невостребованными. А. В. Ополовников ушел, не дождавшись, в 1994 году.

Богатейший его архив, драгоценности величайшей, обмеры, планы, проектные чертежи, фотографии – остались у его дочери, Елены Александровны Ополовниковой, также архитектора, наследницы его традиций и незыблемых убеждений.

В 2002 году несколько человек решили воссоздать погибшую в Анхимово Покровскую церковь. Разумеется, поначалу идея казалась безумием.

За основу проекта реставрации были взяты обмерные чертежи и эскизы реконструкции Покровской церкви, выполненные Александром Викторовичем Ополовниковым – лежавшие мертвым грузом сорок лет, они дождались своего часа, подарив погибшему Анхимовскому храму шанс на вторую жизнь близ пятимиллионного мегаполиса. Документацию в июне 2003 года передала Елена Александровна Ополовникова, опять же с оговоркой: осуществление ею, как профессионалом в этой области, постоянного надзора за ходом работ.

12.jpg

Отдельная подвиг тема – заготовка леса для церкви. Кроме идеально прямого ствола и возраста от 120 лет дерево должно соответствовать нормативной плотности - иметь в разрезе минимум 12 годичных колец на сантиметр – растут такие в основном на скалах, на каменистом грунте. Триста лет назад качество древесины было выше, проблем с отбором леса не было. Нынче строевого леса днём с огнем не сыскать, весь повырублен – пришлось всю Карелию объездить, да по скалам попрыгать, с бору по сосенке, по ёлочке насобирать.

На поиски леса ушло две зимы. Отобранное дерево сразу шло в дело – в марте 2005 года уже приступили к рубке первых венцов на базе близ Петрозаводска, в мае их перевезли в Петербург, к концу июня 16 нижних венцов стояли на подготовленном фундаменте, обозначив контуры будущего восьмерика церкви.

13.jpg

В течение 2007-2008 годов проводилось обустройство интерьера Покровской церкви, установка иконостаса и восьмигранного потолка-”неба”. 14 октября 2008 года, в Великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, воссозданная копия Анхимовской Покровской церкви была освящена.

Любой желающий без особых затруднений может её увидеть. Потратившись лишь на автобусный билет маршрута № 476 в обе стороны от станции метро ”Ломоносовская” Петербургского метрополитена.

Фото, источник - https://architectstyle.livejournal.com/271054.html 



Читайте также