Святица и Курцево

13347
14 минут
Святица и Курцево
Не нюксянин, а котласчанин! Родина и место жительства землепроходца Ерофея Хабарова – Святица и Курцево

Принято считать, что знаменитый покоритель Восточной Сибири и Дальнего Востока, впервые начавший присоединять земли по берегам Амура к Московскому царству в 1650-х годах, именем которого назван целый край – Хабаровский, – Ерофей Павлович Хабаров (ок. 1603−1671) – родился в д. Дмитриев Наволок Нюксенского района. К сожалению, это не соответствует действительности. В начале XXI века было доказано, что Хабаров – уроженец не Нюксенского района Вологодской области, а Котласского района Архангельской области. Уникальный для истории России XVII века случай, к сожалению, не получил должного внимания, а ведь было установлено точное, до десятка метров, место жительства великого первопроходца.
Распространенную версию о родине Хабарова – деревне Дмитриево на реке Сухоне – опровергли результаты исследований московского историка Г.Б. Красноштана и котласского – С. А. Гладких. Они достоверно указывают, что двор Ерофея Хабарова, откуда он ушел в Сибирь, стоял в деревне Курцево Котласского района Архангельской области (существует и поныне). Подтвердилась их версия о том, что настоящая родина землепроходца – смытая наводнением до 1626 года и с тех пор не существующая деревня Святица Котласского района Архангельской области, располагавшаяся неподалеку от д. Курцево.

По вопросу о месте рождения Е.П. Хабарова в исторической литературе долго не было единого мнения. Большую часть своей жизни Е.П. Хабаров провел в Сибири и в документах по месту рождения он именовался то устюжанином, то уроженцем Сольвычегодского уезда. В документах, относящихся к его пребыванию в Мангазее и на Таймыре, Ерофей Павлов сын многократно упомянут по второй фамилии или прозвищу – Святицкий. Впоследствии это обстоятельство помогло определить место рождения Хабарова. Некоторые авторы считали, что такая фамилия свидетельствует о набожности Хабарова, но это предположение далеко от истины: в тот период люди часто прозывались по месту рождения.
Дореволюционный исследователь Н.П. Чулков писал, что Хабаров родился в Соли Вычегодской. Основное внимание было сосредоточено на главном деле жизни Хабарова – амурском походе. Видимо, единственным историком, который видел документы о жизни Хабарова до его переселения на реку Лену, был советский историк С.В. Бахрушин, но большинство документов о Ерофее Хабарове, известных С.В. Бахрушину, не были введены в научный оборот. С.В. Бахрушин считал, что родиной Хабарова был Устюг Великий или близлежащая округа. Ещё один советский историк М.И. Белов вывод Бахрушина подтвердил: по архивным документам он выяснил, что до первой поездки в Сибирь Ерофей Павлович временно проживал в деревне Дмитриево Вотложенского стана Устюжского уезда. Эту деревню он и принял ошибочно за деревню Дмитриев Наволок Нюксенского района Вологодской области.



М.И. Белов опирался в основном на две группы источников – расспросные листы 1629 года, полученные в ходе расследования нарушений Ерофея Хабарова (Святицкого), и анализ карт Поморского края XVII века. Занимавшийся историей Мангазеи, автор попытался получить сведения о месте рождения Хабарова на основе изучения документов Мангазейской приказной избы из розыскного дела по поводу злоупотреблений Хабарова и его брата. Они и послужили М.И. Белову первоосновой для определения точного места рождения Е.П. Хабарова. Первая причина ошибки кроется в игнорировании М.И. Беловым обстоятельств создания исследуемых им документов, а они как раз и были очень важны.
Следственное дело шло по государеву указу, по которому «государевым ясачным зборщиком служилым людем и целовальником, будучи у государева ясачного сбору… торговати соболей не велено». Ерофея и Никифора (Микитку) обвиняли именно в этом. Воеводы Григорий Иванович Кокорев и Андрей Федорович Палицын прибыли в Мангазею для розыска по делу Хабарова 28 августа 1629 года. «И …велели того ж часу …Ярофейка з братом с Микифорком в Съезжую избу привесть и порознь их роспрашивали». Сыск воеводы вели основательно: розыскное дело состоит из нескольких десятков тысяч листов. Поиск документов очень трудоёмок, но М.И. Белов исследовал большое количество свидетельских показаний в рамках розыскного дела. Свидетелями по делу выступали лица, указанные братом Хабарова – воевода Г.И. Кокорев сообщал, что на этих людей как свидетелей указал сам Никифор Хабаров: «слался из виноватых (свидетелей, которых указал сам обвиняемый) на ближних сосед своих, которые неподалеку их живут, что он, Микифорко, з братом своим Ярафейком живет за делом, не вместе и не в одном уезде, Ярафейко де живет в Устюжском уезде, а он де, Микифорко, в Усольском уезде». Следовательно, это были люди, зависимые от Хабаровых, которые старались дать сведения в их пользу, выгораживая братьев на случай конфискационных действий власти. Это обстоятельство и повлияло на достоверность сведений.

Из расспросных речей торговых людей Демида Григорьева Фешовкина и Офанасея Аврамова, промышленных людей Якова Костромитина, Данилко Микифорова, Власко Мутовкина, Пятуньки Иванова, диктуемых как под копирку, указано, что Ерофей живет «в Устюжском уезде в Вотложском стану в деревне Дмитриеве. А брат ево Микифор живет Усолья Вычегодского в уезде, в деревне на Ленивице». Документы эти подлинны, но сведения в них, скорее всего, не совсем достоверны: хотя Устюг Великий и Соль Вычегодская находятся довольно близко друг от друга, во времена Хабарова они были главными городами двух отдельных уездов. Сыскным расспросам покрученников Ерофея и Микифора Хабаровых следует верить меньше, чем купчим и переписям, согласно которым братья вели хозяйство в Выставке Ленивцом совместно.



В самой ранней сохранившейся писцовой книге Устюга Великого за 1626 год о деревне Дмитрово Вотложемской волости записано: «Деревня Дмитрова на реке на Двине. А в ней крестьян: двор – Микитка Меньшиков Хабаров да троецкого церковного дьячка Ортюшки Микитина. Двор – половник Сенка Елисеев. Да в том же дворе тое же волости крестьянина Оничкиново сельцова половник Васка Другов». Согласно розыскным документам, здесь должен быть записан Ерофей Хабаров, но он здесь не упоминается, а записан Микитка Меньшиков Хабаров – неизвестный ранее родной, видимо, старший брат Ерофея Павлова Хабарова, то есть кроме Никифора у Ерофея Хабарова был еще один брат – Микитка Меньшиков Хабаров.
В этой же книге далее следует ещё одна важная запись: «Пустошь, что была деревня Святица на реке на Двине. А дворы и треть ее поль сметало рекою Двиною. Пашут наездом тое же волости крестьяне из деревни Часовницкое Васка Хабаров да из деревни Наумовской Федосейко Васильев, да из деревни Дмитрова Меньшичко Хабаров». Писцовая книга Устюга Великого недостаточно подробна: хотя и указано, что в деревне Святица пашет наездом из деревни Дмитровой Меньшичко (Павел) Хабаров, записи о его дворе в этой деревне нет, не записан он и на подворье у сына.
Позже, в писцовой книге по Устюжскому уезду за 1646 год, в Вотложемской волости по-прежнему записан брат Ерофея Хабарова Микитка, как и в книге за 1626 год: «Деревня Дмитрово на реке на Двине. А в ней крестьян: Двор – Микитка Меньшиков Хабаров. Двор – половник Сенка Елисеев да Васка Другов».

Книги эти М.И. Белов не просматривал, а исследовал книги Сольвычегодского уезда, но также не все.
В книге Сольвычегодского уезда за 1625 год М.И. Белов нашел Омельку Савельева сына Хабарова, но это был не тот Хабаров. В более ранней книге за 1620 год искомых Хабаровых снова не обнаружилось и М.И. Белов посчитал: Хабаровы в 1623–1625 гг. находились в деревне Ленивице Сольвычегодского уезда. На самом деле ни Павел Хабаров, ни его сыновья в Ленивице не жили никогда. Когда Святицу разрушило паводком, отец будущего землепроходца сначала перебрался к сыну Никите в соседнюю деревню Дмитриево, а потом, в 1626 году, купил двор в расположенной поблизости деревне Ленивцев Выставок и жил там с другим сыном – Никифором.
Г.Б. Красноштан обнаружил в Российском государственном архиве древних актов купчую на землю от 22 марта 7134 (1626) года, по которой «Наталья Аникиева дочь Гусева продает, а Павел, по прозвищу Меньшик, Иванов сын Хабаров» покупает «чистую землю орамую, и под лесом, и з двором и з дворищем… по речке по Ленивице… от Исаихи… по огороду до Мороженово болота, по Петриловский ручей». Павел – отец Ерофея Хабарова, от которого двор перешёл к сыновьям – Ерофею и Никифору. Эта купчая ценна тем, что в ней упомянуто отчество отца Ерофея Хабарова – Иванович (Павел Иванов сын Хабаров), который ранее упоминался в документах не как Павел, а как Меньшичко (младший сын) Хабаров.
Более позднюю книгу по Сольвычегодскому уезду за 1645 год М.И. Белов не исследовал, а там как раз и указывается: «Деревня Выставок Ленивцов, и в ней крестьяне: двор Микифорко Павлов Хабаров з братом с Ерофейком, да с ним половники…». Следовательно, в 1645 году за братьями Хабаровыми числилась земля в деревне Выставок Ленивцев, а обрабатывали ее их половники – арендаторы. Ерофей уже десять лет был в Сибири. Возможно, сначала в деревне Выставок Ленивцев действительно поселился Никифор Хабаров, а через некоторое время и Ерофей.

В книге по Сольвычегодскому уезду от 25 марта 1646 года Ерофей Хабаров не записан, а вот в книге от 12 сентября 1647 года уже не записан Никифор Хабаров. Следовательно, братья Хабаровы давно уже жили на реке Лене, но продолжали числиться в Усольском уезде. По той причине, что они долго здесь не появлялись, записывали только одного из них.
В последних двух записях не упоминаются лица женского пола. Проясняет ситуацию челобитная Ерофея Хабарова, которую он писал в 1650 году: «А женишко, государь, моя Василиска з дочеришкою моею с Наташкою и со внуком, и с племянницею живут на Устюге бес приюту. … Вели, государь, ту мое женишку Василиску и з дочеришкою моею с Наташкою, и со внуком, и с племянником, и с племянницею отпустить с Устюга ко мне, холопу твоему, в Якутцкой острог». Здесь Хабаров местом жительства жены написал Устюг вместо Соли Вычегодской, видимо, потому, что жена не проживала в деревне Выставок Ленивцев.

М.И. Белов, посчитав, что Ерофей Хабаров числился в деревне Дмитриево Вотложемского стана Устюжского уезда, а Никифор Хабаров и его отец Павел – в деревне Ленивица Алексинского стана Усольского уезда, не найдя подтверждения о проживании Ерофея на территории Сольвычегодского уезда, пытался найти деревню Дмитриево на старинных картах. Здесь и закралась вторая ошибка: при изучении карт Поморской земли, определяя место родины Ерофея Хабарова как деревни Дмитриево, Белов почему-то забывает, что, согласно писцовой книге Устюжского уезда за 1626 год, «Деревня Дмитрово на реке на Двине», а волость «…Вотложемская на реке на Двине…», а не на Сухоне, и вдруг находит на карте Поморского края XVII века одноименную деревню Дмитриево на Сухоне, у Нюксеницы. При этом он забывает о том, что западная граница Вотложемской волости (стана) проходила по Северной Двине, поэтому они никак не могли совпадать в границах с нюксенскими территориями. В писцовой книге Устюга Великого от 1623 г. Дмитриево, или Дмитриев стан, отмечено в соседстве с деревней Нюксеницей (впоследствии ставшей главной) в качестве волости, состоящей из девяти деревень (по 25 дворов). Очевидно, что это совершенно другой населённый пункт, но именно его М.И. Белов и выдает за родину Ерофея Хабарова: «…На карте Поморского края XVII века это селение показано в 80 км к юго-западу от Устюга Великого на левом берегу Сухоны… В наше время эта деревня входит в состав Нюксенского района».
Деревня же Ленивицы, в которой, по ошибочному мнению М.И. Белова, проживали отец Ерофея Хабарова и его брат Никифор, обозначена на карте 1910 года по левую сторону Двины, южнее реки Удимы. Чуть севернее Ленивицы обозначена Выставка – вероятнее всего, это и есть Выставок Ленивцев, приобретённый после затопления Светицы наводнением. Еще чуть севернее обозначена деревня Дмитриево, а севернее реки Удимы еще одна деревня Дмитриево.
Деревня Дмитрово и соседняя с ней родная деревня Святица находились не на Сухоне, а на Двине (исходя из границ Вотложемской волости). В деревне Святица Ерофей Хабаров и его брат Никифор не упомянуты: деревни уже не было, ее смыло рекой, а братья в это время уже жили в Усольском уезде. Несмотря на то, что в записи о Святице ни Ерофей, ни Никифор Хабаров не упомянуты, родился Ерофей, по мнению Г.Б. Красноштанова и С.А. Гладких, именно в деревне Святице – об этом свидетельствует его прозвище «Святицкий». Именно по этой причине в Мангазее и на Таймыре Ерофея Хабарова в документах пишут как Святицкого. Давать прозвище по родной деревне было широкой практикой того времени: так, племянник Ерофея Артемий Петриловский на самом деле – Кривошапкин, а Петриловским упоминается по имени родовой деревни Петрилово.
Деревня Святица стояла на правом берегу Двины, недалеко от деревни Часовино (Часовницкой). На подробной карте 1910 года деревня Часовино есть: она обозначена на правом берегу Двины, на северо-востоке от Приводино.
Привязка карты 1910 года к современным картам возможна через деревню Курцево. На карте 1910 года она обозначена чуть севернее Выставки. Есть эта деревня и на современных картах. Там, где сейчас стоит Курцево, и жили братья Хабаровы после того, как их родную деревню Святицу смыло наводнением.

В 2007 году кандидат исторических наук Сергей Александрович Гладких, проживающий в городе Котласе, организовал экспедицию по поиску местонахождения бывшей деревни Святица. Результаты поиска полностью подтвердили то, что родиной Ерофея Павловича Хабарова является территория современного Котласского района Архангельской области. С.А. Гладких привязал купленные отцом Хабарова владения к местности. Было известно, что деревня Выставок Ленивцов была включена в состав села Курцево Котласского района Архангельской области, но задача состояла в определения точного места двора Хабаровых. Были опрошены местные жители и проанализирована карта курцевской сельскохозяйственной опытной станции. В результате определено местонахождение речки Ленивицы, Петриловского ручья и Мороженого болота. Не найдены следы только четвертой границы участка – Исаихи, упоминаемой в купчей. В результате границы участка были определены с точность до десятка метров – это Красная Горка на западной стороне Курцево, где теперь сенокосный луг.



Следовательно, документы прямо, а используемое в качестве второй фамилии прозвище «Святицкий» косвенно, указывают на то, что родился Ерофей Хабаров в деревне Святица, в Вотложемской волости Устюжского уезда. Деревня эта, как уже сказано выше, в настоящее время не существует: её смыло наводнением до 1626 года. После этого Ерофей и Никифор Хабаровы переселились в приобретённую их отцом деревню Выставок Ленивцев Алексинского стана Сольвычегодского уезда. Видимо, в этой деревне, а не в Дмитриево, и проживал Ерофей Хабаров до своей первой поездки в Сибирь. В настоящее время места, в которых когда-то были деревни Святица и Выставок Ленивцев, находятся в Котласском районе Архангельской области, на западной стороне деревни Курцево.




Фото:
1 – сибирский путь Е. Хабарова
2 – подпись Е.П. Хабарова
3 – карта экспедиции 2007 года. Кружком отмечено примерное местонахождение деревни Святица – места рождения Ерофея Хабарова
4 – Вотложемский луг – точное местоположение деревни Святица – места рождения Ерофея Хабарова