В среднем каждый перелет Олега Кувшинникова в районы Вологодской области обошелся бюджету в 2019-2020 годах примерно в 600 тысяч рублей.
Первый яркий скандал с полетами губернатора Олега Кувшинникова произошел в 2014 году. За подсчеты взялись работники ОНФ. Они сообщили, что больше всех в воздухе за 2012 и 2013 годы находились глава Вологодской области Олег Кувшинников и спикер Заксобрания региона Георгий Шевцов. За два года они налетали более полумиллиона километров, или 12 раз обогнули Землю.
Полеты губернатора и спикера обошлись бюджету региона в 86 млн рублей. Вологжане оставили по аналогичным тратам далеко позади всех коллег из других регионов, даже самых отдаленных.
В интервью изданиям Олег Кувшинников опроверг подсчеты, заявив, что речь идет всего 170 тысячах километрах. Цель всех этих полетов, с его точки зрения, - привлечение инвестиций. Всего благодаря своим полетам он привлек в регион, по его словам, 25 миллиардов рублей. Откуда взялась эта сумма и куда именно были направлены такие средства, губернатор не уточнил.
Зато он пообещал сократить расходы на авиаперелеты в два раза в 2014 году и в три раза в 2015 году.
В 2015 году вологодский журналист и писатель Павел Шабанов, который давно отслеживает "перелетного губернатора", заявил, что с 2011 года губернатор налетал не на 86 миллионов, а на 165. Потому что губернатор перемещается на вертолетах и самолетах разных учреждений - вологодского авиапредприятия, «Северстали» и ГО МЧС. В доказательство была представлена документация полетов. Даты, как утверждал Шабанов, совпадали с поездками Олега Александровича в районы Вологодской области. Губернатор и правительство публикацию опровергать не стали.
В этом году неутомимый Павел Шабанов опубликовал фото жутких вологодских дорог и скриншот договора на перелет Олега Кувшинникова в один из районов области. Оказалось, что Олег Кувшинников вместо того, чтобы трястись по рытвинам, которые обозначены на карте как дороги Вологодчины, летает и в районы Вологодчины заказными вертолетами и самолетами.
Издание «В точку» отследило и другие перелеты губернатора техникой вологодского авиапредприятия. Документация размещена на сайте госзакупок, в разделе «Договоры». Областное правительство оплачивает перемещения губернатора, объясняя это расходами на командировочные поездки. За 2019 и 2020 годы поездки Олега Александровича обошлись бюджету в 15 миллионов рублей. А каждый перелет обходится примерно в 600 тысяч рублей.
Обычно для губернатора арендуют вертолет или самолет АО «Вологодского авиационного предприятия». С одной стороны, это хорошо - должен же кто-то поддерживать местное авиапредприятие. Судя по данным официального сайта правительства, даты перемещений совпадают с градсоветами, проходящими в районах Вологодчины, или контроля объектов в рамках градсоветов.
Например, 30 января 2019 года губернатор слетал на вертолете из Вологды в Чагоду и обратно за 721 тысячу рублей, чтобы провести градсовет. Речи про привлечение инвестиций со стороны в данном случае не идет, и эти сотни тысяч можно было бы потратить разумнее – например, отремонтировать библиотеку или Дом культуры, но губернатору сверху, как мы предполагаем, лучше видно.
Вторая причина перелетов – контроль ремонта дорог, который губернатор по неизвестным причинам любит проводить с воздуха, а не тестируя собственным организмом. Согласитесь, есть разница между перелетом и поездкой на автомобиле в Вытегорский или Чагодощенский районы. Ведь у губернатора, попрыгавшего на кочках во время путешествий на машине, куда быстрее возникнет желание начать и завершить ремонт всех вологодских дорог. Но вместо этого он садится в вертолет, уничтожая на корню все шансы на быстрое превращение канав и ям в настоящие дороги. Таким воздушным образом Олег Кувшинников осмотрел ремонт улично-дорожной сети в Харовске и проверил автодорогу Сокол-Вожега за 450 тысяч рублей 23 января 2019 года.
Третья причина для полетов – Вытегра. Сюда губернатора манит по разным поводам. Что интересно, обычно на фотографиях он предстает в компании с сенатором Юрием Воробьевым. Дуэтом они заботятся то о «Корабелах Прионежья», то о старинном судне, которое выбросило на берег Онежского озера. В 2020 году бюджет потратил на поездку «Вологда-Вытегорский район - АСУНЦ «Вытегора» - Вологда» 835 тысяч рублей. А на любование уникальной ладьей – 662 тысячи рублей.
Четвертая причина – Череповец. Как ни странно, но многие маршруты прописаны так, как, например, 21 октября 2020 года: «Вологда – Чагода – Череповец» или 26 декабря 2019 года «Вологда – Москва – Череповец» (776 тысяч рублей). Ностальгия, видимо... Заканчивается Череповцом и поездка 19 июля 2019 года «Вологда – Санкт-Петербург – Череповец» (547 тысяч рублей). Даже сайт правительства не всегда справляется с освещением этих перелетов. Например, о последнем туре на сайте правительства – ни слова!
Пятая причина – красивые фотоотчеты. Хотя события с крушением вертолета, в результате которого погиб бывший замгубернатора Олег Васильев, показали, что суперракурсы не стоят риска, но губернатор вылетает в Верховажье даже на такие мероприятия, как подготовка фестиваля «Деревня - душа России» в 2020 году за 626 тысяч рублей (организация всего фестиваля обошлась бы областному бюджету в 1,5 миллиона рублей, если бы не пандемия). Фотоотчеты на сайтах правительства и губернатора радуют глаз, но, может, стоило отдать средства, потраченные на перелет, местному центру народной культуры? На эти деньги они еще пару мероприятий проведут.
Когда губернатор комментировал предыдущее обсуждение его перелетов, он ссылался на областной закон «О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области». Согласно этому документу только у губернатора и председателя Заксобрания есть право на передвижение чартерными воздушными перевозками.
Так, может, областным депутатам запретить губернатору летать и разрешить ему лишь онлайн-присутствие на градсоветах и других мероприятиях? Ведь заменили же реальные концерты артистов трансляциями из виртуальных концертных залов!
Фото - vologda-oblast.ru, сайт госзакупок