Бабье озеро

7062
12 минут
Бабье озеро

Бабье озеро

Несомненную связь с языческими верованиями имеет и название единственного крупного на востоке Вологодской области озера – Бабьего.
Лежит озеро Бабье в глухом углу современного Бабушкинского района, а ранее территориально оно относилось к Тотемскому уезду. Лесное озеро Бабье на 108 км удалено от с. им. Бабушкина по трассе Вологда – Никольск и находится в 28 км от д. Жубрино по лесной дороге.
                                                                                                                                                             
Бабье озеро – самое большое по площади в районе – 120 га. Длина береговой линии озера составляет 5,16 км, а наибольшая его длина – 1,73 км. Максимальная ширина Бабьего озера фиксируется в пределах 1,2 км, а его средняя ширина 820 м. Озеро мелководное: наибольшая глубина достигает 1,85 м, а средняя выдерживается на уровне 1,2 м.
Бабье – озеро ледникового происхождения – одно из четырех озер района, образовавшееся в результате таяния Московского ледника. Форма водоёма овальная, с низкими слабо заболоченными берегами плавных и простых очертаний. Высота заболоченной местности достигает 190 м, за исключением восточного побережья. Абсолютная высота составляет 182 м.
Бабье – слабосточное озеро: у него открытый сток в реку Озериха (глубиной до 2-х м и шириной до 5 м). В 100 метрах от озера сток на расстоянии около 2-х км происходит под моховым покровом.
Дно водоёма котловинное. Грунт в прибрежной части твёрдый, песчаный, каменистый, но большая часть дна покрыта слоем ила тёмно-серого цвета. Толщина озерного ила достигает 0,5 метра, а в котловинах увеличивается до 1,5 метра.
В южной части озера формируются торфяные сплавины. Очевидцами зафиксированы две такие сплавины, которые затем были закреплены у берегов с помощью длинных шестов местными жителями.

Озеро относится к Каспийскому водному бассейну: вытекающая из Бабьего озера Озериха – приток Юзы, впадающей в Унжу, а это – реки Волжского бассейна.
Растительность Бабьеозёрского побережья разнообразная, характерная для южной подзоны умеренного пояса. Восточное побережье представлено разнотравно-злаковым лугом, юго-восточное – лесом. Древесный ярус состоит из хвойных видов – ели и сосны – и мелколиственных – берёзы пушистой, осины, ольхи серой, ивы, рябины, крушины ломкой. Травянистый покров состоит из седмичника европейского, княженики и земляники. Из мхов произрастают кукушкин лён и сфагнум. Южный берег озера сырой и болотистый, поэтому и растительность на нём типичная болотная: мох сфагнум, багульник, подбел многолистный, морошка приземистая, клюква болотная, сабельник болотный, вахта трехлистная, белокрыльник болотный, голубика, брусника и т.д. Бабьеозёрская флора, помимо характерной растительности, включает в себя редкие виды краснокнижных растений – батрахоспермум четковидный, водокрас лягушачий (встречающийся крайне редко в Вологодской области) и плаун булавовидный.
Озеро пресноводное. Вода прозрачная, чистая, без осадка, имеет светло-желтоватый цвет. Величина рН воды достигает 9,5. В озере водятся окуни и щуки.
Бабье озеро считается святым. Первоначально оно так и называлось – Святое, название сохранялось и во времена действия монастыря. Местные жители озёрную воду считают святой, отмечая её целебные свойства, в том числе очень благоприятное воздействие на кожные заболевания и ускоренное заживление ран. В церковные праздники (например, в день церковного праздника иконы Тихвинской Божьей матери – 9 июля) люди приходили к озеру, чтобы окунуться в святую воду и брали бабьеозёрскую воду домой для освящения жилищ.

                                                                                                                                                        
Все, кто когда-либо побывал на Бабьем озере, отмечают его удаленность от цивилизации. Добраться туда можно только лесом и через болота. В километре перед озером стоит заброшенная деревня Бабья. Тем не менее, живописный пейзаж озера Бабьего вызывает восхищение. В зависимости от ветра и времени суток озеро меняет свою окраску.
Древний водно-волоковый путь пролегал с юга из бассейна Волги – от волжского города Юрьевца вверх по Унже и далее по Юзе, вытекающей из Бабьего озера в виде речки Озерихи – на север: на реку Городищну, из неё – на Сухону, далее на Северную Двину и, наконец, к Белому морю. Ключевой участок пути как раз находился у Бабьего озера: волок длиной в несколько верст вел прямо к истоку Городищны, а оттуда – в бассейн реки Сухоны. Скорее всего, этот водно-волоковой путь русские освоили еще в языческие времена и именно по нему уходили с Волги в тайгу от новой, христианской, веры. Вероятно, есть возможность пройти волоками и к истокам реки Юг, которая, сливаясь около Великого Устюга с Сухоной, образует Северную Двину.
Именно здесь по водно-волоковому пути в 1453 году прошел из Галича будущий великий князь Иван III. «Устюжский летописный свод» вещал, что в 1453 году «Князь великий Иван» с войском проследовал из Галича на Сухону как раз этим путем: от Бабьего озера к Сухоне через волок на реку Городищну.
У волока, на берегу лесного озера, до прихода сюда православных христиан, здесь существовало святилище в честь Бабы-Макоши (Мокоши), олицетворявшее собой женские силы – силы природы, откуда позже и произошёл топоним Бабье озеро.
Лучшее место для любого святилища на Бабьем озере располагается в северо-восточной его оконечности, на невысокой возвышенности, откуда видно все озеро, кроме истока Озерихи – он скрыт мыском. Река, обтекая возвышенность с севера, круто поворачивает на юго-восток, к Волге. Треугольник между истоком Озерихи, точкой ее разворота и церковью на возвышении – возможно, и было святилище Бабы-Мокоши.
Христианство, наступая на язычество, старалось подавить его проявления и на месте языческих святынь и капищ сооружать центры и символы новой, христианской, веры. Идеологи православия, обеспокоенные тем, что святилище Бабы-Макоши продолжало посещаться даже во времена Московского Великого княжества, были вынуждены основать там монастырь и заселить местность крестьянами-христианами: около 1605 года иноком Маркушевского монастыря Сергием была основана Бабьеозёрская (Бабозёрская) Николаевская мужская пустынь.

Настоятельство – строительское. В 1617 году строитель Сергий подаёт царю Михаилу Федоровичу челобитную о том, что в диком лесу на Бабьем озере в Галицком уезде в Кологривской осаде он построил церковь Николая Чудотворца, купил образа и книги, получил грамоту на три пустоши: Терехово, Бабино, Мамаево, но все документы исчезли при разорении пустыни поляками-литовцами, когда те шли с Устюга на Солигалич. В этом же году иеромонах Сергий получил новую грамоту на пустоши Терехово, Бабья и Мамаево (на современных картах Мумаиха).
Северная граница земель пустыни проходила по речке Илезки до устья Светицы. На западе граница шла по Светице на верховье речки Осиновки, далее на юго-восток – к устью речки Островная. Юго-восточная граница проходила по речке Юзица, затем – к верховью речки Юг и на озеро Шипуновское. С озера Шипуновского граница болотами доходила до верховья Илезки.
В писцовой книге 1623 года описана эта пустыня у Бабьего озера: «…у Галицкого рубежа – 2 кельи, 1 коровей двор, 2 монастырских детеныша...». Крестьяне в него призваны из Вологодского, Тотемского, Устюжского и Галицкого уездов. Среди деревень была и одноименная озеру «Бабья на речке Озерихе», у истока этой речки из озера, а в ней было в начале XVII века 5 дворов.

                                                                                                                                                          

В 1628 году царю Михаилу Федоровичу приходит жалоба на строителя пустыни от писца Фоки Дурова и подъячего Осташки Колюпанова, которые обвиняют строителя Сергия в обмане и самоуправстве, апеллируя тем, что: литва на Бабьем озере сроду не бывала, места эти относятся не к Галичскому, а к Тотемскому уезду, иеромонах Сергей дал деревням новые названия и не платит никаких пошлин ни царю, ни Ростовскому митрополиту, заманил в монастырёк беглых крестьян из Тотемского, Устюжского и Вологодского уездов, а также нагло присоединяет чужие земли к своей пустыни. В это время в пустыни проживали 5 монахов.
Вопрос решился в пользу Тотемского уезда и в документах 1632 года местоположение пустыни указывается как пустыня на Бабьем озере в Тотемском уезде у Галицкого рубежа.
В 1678 году в вотчинных деревушках числилось 9 крестьянских дворов, в 1700 году – 16 крестьянских дворов.
В 18 веке пустынь приписана к Маркушевскому монастырю, в 1722 году за ней числились 158 душ крестьян.
В 1764 году Бабозерская пустынь Устюжско-Тотемской епархии упразднена, Николаевская Бабьеозерская церковь обращена в приходскую. В 1788 г. в приходе числилось 263 человека, а в 1868 г. – уже 507 человек.
Последняя деревянная Николаевская церковь, построенная ещё монахами, сгорела в 1806 году. Каменная одноэтажная церковь в одной связи с колокольней построена в 1808 году тотемским купцом Иоанном Андреевичем Кузнецовым. Она была разделена на теплую и холодную.

                                                                                                                                           

В 1826 году церковь снова горела, была возобновлена в 1829 году. В обновлённой церкви было три престола: главный – в честь святого святителя Николая Мирликийского – в холодном храме, в честь преподобного Феодосия Тотемского – в тёплом храме справа, в честь великомученицы Параскевы Пятницы – в тёплом храме слева. Придельный храм во имя Параскевы освящён 20 ноября 1869 г. Придел во имя Феодосия Тотемского освящён 7 ноября 1870 г. Часовен в приходе не было.
Николаевская приходская церковь в 1859 году располагалась на погосте Бабозёрском-Николаевском во 2-м стане Тотемского уезда, при речке Озерихе и озере Бабьем. В 20-м веке Бабозёрский приход составляли село Бабье Озеро и деревни Харинской волости Тотемского уезда, расположенные вблизи озера Бабье.

На восточном берегу озера сохранились только руины Николаевской Бабозёрской церкви. Ныне – урочище Погост.
На руинах Николаевской Бабозёрской церкви наблюдается очень необычная деталь, связанная с расположением креста: он находится здесь не на куполе, а закреплен на стене. Причина этой странности, по словам местных жителей, кроется в неудачной попытке разрушения церкви. Очень давно два человека пытались тракторами стащить крест с церкви. Попытка удалась, но один из тракторов в процессе святотатства перевернулся, а тракторист остался калекой пожизненно, второй тракторист тяжело заболел и умер. Крест долгое время стоял на земле возле церкви. Несколько лет назад группа школьников из села им. Бабушкина попыталась исправить ситуацию: они перекинули веревки и втащили крест обратно, закрепив его на стене.