Храм Входа Господня в Иерусалим. Тотьма

4992
4 минуты
Храм Входа Господня в Иерусалим. Тотьма

Храм Входа Господня в Иерусалим. Тотьма

Тотьма – один из районных центров Вологодской области. Сегодня это небольшой городок, а в свое время, в допетровский период, когда северный морской путь России пролегал через Северную Двину и г. Великий Устюг, он был богатым и известным. В богатых городах, как правило, жили купцы не только средней руки, но и первой гильдии. Почти все они занимались благотворительностью и многие из них строили храмы (торговля в православии – не богоугодное дело). Так было и в Тотьме. Это город со множеством церквей, красивых и необычных. Одна из них расположена в северо-западной части Тотьмы (эту часть города в старину называли Саблиным концом) – Церковь Входа Господня в Иерусалим – одно из красивейших и известнейших сооружений в городе.
Первоначально на месте существующей сегодня каменной церкви находился деревянный храм Входа Господня в Иерусалим с приделом пророка Илии, который сгорел в 1743 году. На его месте и возвели новую каменную церковь. Постройка длилась 17 лет (1774–1791 гг.) и велась на средства богатых прихожан – Григория Алексеевича и Петра Алексеевича Пановых – торговцев, мореплавателей, связанных с исследованием Алеутских островов. Пётр Алексеевич торговал мехами с Камчатки не только в Российской империи (личный поставщик пушнины графа Орлова и князя Потёмкина), но и за границей.
Каменный Входоиерусалимский храм двухэтажный, с зимним нижним и вторым – летним – этажами. Нижний, зимний храм, был освящен во имя праздника Входа Господня в Иерусалим. Верхняя, летняя церковь, была освящена в честь святого Николая Чудотворца, очень популярного на Русском Севере, особенно в Поморье, – покровителя всех путешественников, паломников и проплывающих по водам – мореходов.
Тотьма была городом мореходов. Мореходный промысел города и деятельности купцов Пановых отразился в архитектуре Входоиерусалимской церкви: монументальность, устремлённость всех форм вверх и декоративность оформления. Легкость и стройность зданию придают выверенные безупречные пропорции, отсутствие горизонтальных тяг и ярусность завершения. Церковь увенчана высокой, с переломами, кровлей и пятью изящными главами на двухъярусных восьмериках. При этом центральный восьмерик служит световым барабаном. С запада к церкви примыкает притвор, над которым поднимается колокольня характерного типа «восьмерик на четверике». Над колокольней восстановлены купол и барочное завершение в виде двух маленьких восьмеричков.
Очертания Входоиерусалимского храма напоминают плывущий стройный многомачтовый корабль с надутыми ветром парусами, особенно с восточной стороны, где динамичная устремлённость вверх прослеживается более четко. Впоследствии подобный тип церквей получит название «тотемский корабль».
Храм являет характерные черты местной храмовой архитектуры – так называемое «тотемское барокко» – и олицетворяет собой последний памятник этого стиля в городе. Его особенность – сочетание основных деталей стиля барокко со своей, тотемской, изюминкой во внешнем убранстве, авторы которой – местные мастера. Созданный ими элемент декора – картуши или клейма – витиеватые настенные узоры. Картуши украшают все сохранившиеся церкви Тотьмы второй половины XVIII столетия. Кирпичные узоры, исходящие из столичных лепных украшений середины XVIII века, стали наиболее яркой и запоминающейся чертой тотемской версии провинциального барокко.
На стенах Входоиерусалимской церкви они наиболее совершенны среди всех образцов барочных картушей в тотемской культовой архитектуре. Уникальность картушей заключается в технической стороне исполнения: это не декоративная лепнина, а элемент кладки. Рельефный рисунок картушей, состоящий из дуг и завитков, лишь слегка выступает за плоскость стен и не нарушает чёткие линии и ясные границы объёмов храма.



Барочные картуши Входоиерусалимского храма очень разнообразны – насчитывается не менее семи их различных композиций. Над верхним ярусом окон картуши имеют вид фронтонов, а на колокольне мастера выложили их в два яруса.
Построенный в конце восемнадцатого века, Входоиерусалимский храм не раз подновлялся и переделывался. Во время городского пожара в 1843 г. на храме обгорели крыша, купол, одна из глав, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан, а на колокольне элементы первоначального строительства – купол и глава – были заменены на купол и шпиль.
В советское время у Входоиерусалимской церкви были разобраны завершение колокольни, барабан главки над алтарной апсидой, входная арка крыльца. Оформление интерьера храма было почти полностью утрачено. Реставрационные работы, произведенные в 1980-е, 1990-е и 2000-е годы, позволили восстановить облик храма практически в первозданном виде.