Тиуновское святилище

5557
12 минут
Тиуновское святилище

Тиуновское святилище


Тиуновское святилище – археологический памятник, получивший название по ближайшему населённому пункту: камень отстоит на 3 км северо-восточнее деревни Тиуновской Тарногского района (бассейн реки Кокшеньги). Памятник открыт вологодским археологом Иваном Фёдоровичем Никитинским в 1985 году: исследователь, опросив жителей Тарногского района, узнал о существовании неподалеку от деревни Тиуновской, в полукилометре от речки Коржа, поклонного камня с крестами, известного среди местного населения как Крестовый. Тиуновское святилище – один из наиболее ярких археологических памятников Вологодчины, да и не только нашей области: ничего подобного этому объекту истории, духовной культуры и эпиграфики XV века учёные пока не встречали.

                     

Памятник создан в XIV–XV веках на Верхней Кокшеньге, называемой историками Заволочьем.
Святилище представляет собой два камня – алтарную плиту и крупный валун со скругленными углами, отполированный, покрытый разными рисунками, знаками и огромным количеством православных крестов. Учёные считают, что рисунки, нанесенные царапанием, датируются XIV–XV веками, а кресты были нанесены поверх них уже в более позднее время. Тиуновское святилище – самый поздний среди обнаруженных функционировавших языческих святилищ.
Рисунки – символы и надписи, нанесённые на камень, представляют собой трёхмерную информационную картину мира по представлениям кокшаров: в них отражены познания жителей Кокшеньги XV века в грамоте, математике, астрономии и даже об устройстве Вселенной. Расшифровкой и исследованиями петроглифов Тиуновского камня три десятилетия и занимался И.Ф. Никитинский – специалист по памятникам истории и культуры средневековых жителей Верхней Кокшеньги (локальной группы северорусского населения с самобытным вариантом древнерусской культуры).

         
         
         
         

И.Ф. Никитинский пришёл к выводу, что жившие здесь в XIV–XVI веках чудины и новгородцы отразили на камне свою картину мира и этот памятник – Тиуновская трехмерная модель Заволочья (ТТМЗ) конца XV в. Именно это название (и небезосновательно) и предлагает он утвердить для памятника.

Объясняется необходимость создания в Заволочье источника знаний и способа отображения информации довольно логично. В XV веке в Московии не было как таковых ни школ, ни университетов – только мастера грамоты, обучавшие детей и подростков индивидуально или группой в несколько человек (временные школы), то есть информацию об окружающем мире получить было очень сложно. Повсеместное появление школ в России началось только в XVI веке, но уже в XV веке начался культурно-экономический подъём, сопровождающийся тягой к знаниям. Не случайно в этот период в лесах Заволочья появился уникальный объект преднауки – камень Крестовый или Тиуновское святилище. Уровень заложенных в нём знаний о Земле и Вселенной очень высок и сопоставим с европейским университетским уровнем того времени, а где-то – даже и с уровнем современности.
Имя мастера грамоты, создавшего картину мироздания Заволочья (Кокшеньги), неизвестно, но исследователи смогли выяснить некоторые антропометрические характеристики этого человека. Предположительно, он был пропорционального сложения ростом 168 см, вывод о чём можно сделать исходя из размеров и пропорций оставленных на камне святилища рисунков.
Необычна форма камня: у основания он схож с квадратом неправильной формы, но постепенно округляется кверху. На ровной, как отполированной, поверхности процарапаны фигуры, предметы, строения, знаки, символы в виде квадратов и треугольников, буквы из смеси кириллицы и рунических письмён. На камень нанесены два парных символа: две разнонаправленные лестницы – одна ведёт вверх, а вторая уходит под землю, а также два солнечный круга: один – у самого основания и такой же второй – ближе к вершине. На камне имеется, по мнению исследователей, изображение мирового древа и множество крестов, благодаря которым камень и получил называние Крестовый.
Специфично расположение камня относительно сторон света: он ориентирован по линии запад – восток (восходы Солнца в дни равноденствий), а горка, по скатам которой лежат камни, вытянута с юго-запада на северо-восток, и смотрит туда, где всходит солнце в дни летнего солнцестояния.

         

На Тиуновском камне учтены все ключевые точки коловращения солнечного Николы.
Интересны изображения на камне. По мнению И.Ф. Никитинского, на камне было изображение мирового древа с надписью из неизвестных знаков в его корнях. Сейчас это изображение полностью утрачено. Южнее, рядом со стволом и кроной дерева, – сюжетный рисунок и надпись. На рисунке антропоморфная фигура, наложенная на крупную сложную конструкцию. У фигуры проработаны голова, туловище, руки и ноги. Голова круглая. На поврежденном лице различимы рот, нос и глаза. Туловище – две равнобедренные трапеции вершинами встык, плечи фигуры покаты. Туловище – выше верхней горизонтальной линии, пересекающей восточную плоскость камня, ноги ниже её, но не достигают второй сверху горизонтальной линии. Руки изображены в виде горизонтально лежащей латинской буквы «S»: левая рука – вниз, правая – вверх. Ноги прямые, слегка расставленные, ступни носками врозь. В правой поднятой руке – ветвь, вверху которой с каждой стороны по несколько отростков. На лице и туловище фигуры, вокруг них и ветви – следы точечных ударов; некоторые так сильны, что оставили выбоины.

Крупная сложная конструкция расположена за антропоморфной фигурой и севернее её. В ней три основных части и ряд более мелких деталей, изображающих постройку и необычное жилище. Основные части – центральная конусовидная часть, а к ней по обе стороны примыкают две симметричные фигуры, состоящие из симметричных треугольников. Верхние и нижние треугольники разделены параллельными линиями, а средние – радиальными, исходящими из одного угла. У центральной конусовидной части постройки, напоминающей юрту или чум, – горловина и прямоугольная дверь, над дверью – небольшое квадратное окно. На двери – два вертикально расположенных ромба. По деталям и общему виду постройки очвидно, что это каркасное, а не срубное жилище. Как и фигура, постройка опирается на верхнюю горизонтальную линию, а ниже её – слабо прорисованные вертикальные и наклонные линии. Венчает постройку главоподобный верх и христианский крест над ним, появившийся позже.
Южнее фигуры, выше верхней горизонтальной линии, – серия вертикальных и слегка наклонных линий, среди которых выделяется двойная, глубоко прорисованная вертикальная линия длиной 18 см, направленная по линии восток–запад. Севернее кроны дерева на значительной площади нанесено большое количество вертикальных и горизонтальных линий. Среди них еле заметен большой треугольник, направленный одним углом вниз и расчерченный внутри пересекающимися прямыми.
Вторая надпись расположена южнее фигуры на пространстве между двумя верхними горизонтальными линиями. Нижнее слово частично наложено на среднюю горизонтальную линию. Надпись «деко по маркуше» выполнена кириллицей.
На южной стороне камня, в западной верхней её части, – сложная конструкция: две основные части и много деталей – вероятно, мачта и корпус корабля (набор судна и мачта в оснастке). В верхней части мачты с востока неясное изображение. Похоже, позже пытались переделать мачту в христианский крест.

На южной стороне камня, к юго-западу от корабля и чуть ниже его – сюжетный рисунок и надпись. На глубокой горизонтальной линии (вероятно, это поверхность земли) – антропоморфная фигура с хорошо прорисованными головой, туловищем и руками. Голова треугольная, углом вниз, на лице хорошо заметны глаза, треугольный нос, рот и уши. На голове – веточка с отростками по сторонам. Руки фигуры согнуты в локтях и подняты вверх (поза оранты). На месте кистей рук – скол камня. Правое предплечье перечеркнуто одной горизонтальной и другой наклонной линиями – вероятно, позже наносился крест. Плечи фигуры покаты, бока прямые, а нижняя часть и ноги неотчетливы. Фигуру сверху вниз пересекает серия наклонных слабо прорисованных линий. Фигура стоит перед высоким растением (оно опирается на линию-землю, которая продолжается дальше к северу), по обеим сторонам растения – отростки. Позднее растение переделано в христианский крест на Голгофе. Над окончанием линии-земли рядом с вершиной растения – надпись кириллицей из четырех букв (вариативность прочтения: «кром», «крол», «крел», «крся»). На фигуре – следы ударов острым, твердым предметом.
Ещё один сюжетный рисунок расположен на западной стороне камня, в её центре и чуть смещён к югу. Здесь, как и в сюжете на юго-западном углу камня, глубокой линией изображена, вероятно, земля, а на ней – зооморфная фигура – вероятно, олень или лось. Хорошо видны ноги, туловище и шея, хуже – морда и рога животного. На двух вертикальных веточках рогов по сторонам – по несколько отростков. На спине животного – антропоморфное существо с тщательно прорисованными головой, туловищем и двумя толстыми, суживающимися вниз ногами – вероятно, это попытка передать своеобразие костюма. Нижняя часть ног фигуры не ясна, но, возможно, она двух- или трехпалая. На лице фигуры, круглом, сужающемся к подбородку, отчетливо прорисованы прямыми линиями нос и рот, а глаза просверлены. Левая рука направлена к рогам животного, а в правой мелкие предметы (один из них похож на колчан со стрелами, в его верхней части – пять мелких черточек – стрел). При переходе от руки к колчану деталь, похожая на двупалую кисть. Над колчаном – второй предмет (вероятно, лук – видны дуга лука и его тетива). Перед и над рогами животного, повернутого головой на юг, – скопление перекрещивающихся линий. Над этим сюжетом, выше на 22–23 см линии-земли, – точка, испускающая вниз веером порядка десяти линий-лучей (часть накладывается друг на друга, часть короче других), упирающихся в фигуру животного и линию земли. Ниже они не идут – видимо, это свет звезды. В трех местах лучи перечеркнуты двойными горизонтальными и слегка наклонными линиями более глубокой прорезки. На сюжете, особенно вокруг антропоморфной фигуры, – следы множества ударов острым, твердым предметом. Отдельные удары нанесены по фигуре и животному. Ниже сюжета, почти на уровне земли, начинается и уходит под землю лестница с двумя боковинами и перекладинами. Она разорвана, похожа на верёвочную, обе части наклонены к северу от вертикали. От верхней части и лестницы вверх по камню идет чуть извилистая, прерывающаяся из-за рельефа камня слабо прорисованная линия и доходит до низа одного из прямоугольников с геометрическим орнаментом.

На западной стороне камня, чуть севернее середины, почти на уровне поверхности земли, начинается изображение круга с лучами из центра – вероятно, солнце на закате. На западной стороне камня, повыше круга, – второй сюжетный рисунок и надпись. На рисунке многочисленные следы ударов, сконцентрированные на сюжетном рисунке (здесь почти сплошная выбоина), где видна зооморфная фигура, ее ноги, хвост, шея и частично – голова. Туловище выполнено в стиле, аналогичном предыдущей зооморфной фигуре, но имеются отличия: здесь массивные, суживающиеся внизу ноги, массивная и длинная шея, пышный длинный хвост. Животное напоминает лошадь, на которой, возможно, был изображен всадник: видна прямая линия в сторону головы лошади (возможно, левая рука), на туловище лошади линии (возможно, нога всадника). На месте туловища и головы всадника сохранились участки линий – остатки изображения туловища и головы. Над крупом лошади – меч (виден клинок, рукоять, перекрестие). От крупа лошади вверх идёт вертикальная деталь. Под ногами лошади и с боков всего рисунка – сплошная дугообразная линия шириной до 27 см и высотой около 10 см, – вероятно, яма. Под брюхо лошади подходят три глубоко прорисованные линии (сюжет можно интерпретировать как воина-всадника, попавшего в яму-ловушку с оружием – подрезами). Под сюжетом по вогнутой дуге идёт неразборчивая надпись кириллицей из пяти знаков – похоже на «орьям» (по ней нанесено много ударов острым предметом).
На северной стороне камня, близко к его вершине и значительно выше остальных антропоморфных рисунков, – самая крупная подобная фигура. Все её детали чётко видны: голова в пышном солнцеобразном головном уборе, правая рука и прямые ломаные лини вместо туловища, на лице – глаза, брови, треугольный нос и рот. Венчает голову убор из линий-лучей (около трех десятков). Лучи соединены тремя (одна над другой) дугами разной длины, а самая длинная – нижняя. Плечо правой руки горизонтальное, предплечье вертикальное и завершается кистью руки, изображенной прямыми линиями, расходящимися веером (похоже на пальцы). Кистью руки фигура держит, похоже, двухлезвийный топор или молот. От головы фигуры на северо-запад идет пучок прямых линий, от него на второй трети длины под другом углом с большим отклонением к северу идет другой пучок линий (длинней предыдущего). Вокруг фигуры – множество точечных ударов, отдельные удары на лице, большая их концентрация – рядом с рукой фигуры. В 15 см западнее от стыка пучков прямых линий фигуры с солнцеобразным головным убором четко прорисована пятиконечная звезда.

          

На северной стороне камня на одном уровне с фигурой в солнцеобразном головном уборе, но восточнее её расположены рядом и параллельно друг другу две лестницы, ориентированные с северо-востока на юго-запад: одна короткая одинарная, с короткими перекладинами (их примерно 8 или 9), а другая гораздо длинней и имеет две боковины (на ней видны 12 перекладин). На обеих лестницах следы точечных ударов.
Согласно исследовательской интерпретации рисунков, главный символ мироздания, его опора – мировое дерево. По лестнице на небо души праведников поднимались к входу в рай, первоначально изображенный в виде орнаментированного прямоугольника, выполненного в технике процарапывания, а позднее – в виде окна и двери, выполненных в технике резания. По разорванной веревочной лестнице души грешников попадали в подземное чистилище. Корабль, вероятно, служил средством переправы душ умерших или пристанищем бога-громовержца на зиму.

В пантеоне изображенных на камне богов главенство принадлежало богу с солнцеподобным головным убором (бог-громовержец). Второе место в пантеоне занимала богиня с ветвью в руке – Богиня-мать, изображенная вблизи Мирового дерева на фоне небесного жилища. Ранг остальных божеств ниже: божество в позе оранты – бог окультуренного пространства (отграниченного от неокультуренного) и божество на олене – богиня охоты и лесов. Вероятно, был бог и подземного мира, и в корнях Мирового дерева написано его имя.

          

По мнению исследователей, интерпретировать сюжет с всадником, попавшим в яму, можно как заклинание-угрозу: «Смерть пленникам! Смерть врагам!» (слово, сходное слову «орьям», имеется в западнофинских языках в форме дательного падежа, произведённого от слова «орья» – раб, пленник, несвободный человек). На такую мысль наводит одна из местных легенд со схожим сюжетом: в летописях упоминается о гибели на Ваге от волочан (ранее их называли чудью заволочской) отряда новгородского боярина Луки Варфоломеева, пытавшегося подчинить себе лично Двину и Вагу. Событие относится к 1342 г.

Фото:
1 – расположение камней Тиуновского святилища – алтарной плиты и валуна;
2 – схема расположения камней Тиуновского святилища – алтарной плиты и валуна;
3, 4, 5, 6, 7 – валун Тиуновского святилища с нанесёнными на него символами;
8 – схематичное расположение рисунков на камне Тиуновского святилища;
9 – фрагмент рисунка на камне Тиуновского святилища.