
Издание «В точку» при поддержке Институт Развития Интернета / ИРИ представляет проект о достижениях вологжан "Выдающиеся вологжане: от А до Я"
Известные представители культурной и спортивной деятельности Вологодской области рассказывают, что именно в их работе, в их жизни является на данный момент самым важным завоеванием.
Герой восьмого выпуска - хирург Евгений Лавров. Евгений Юрьевич – малоинвазивный хирург, заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения регионального сосудистого центра. Врач высшей категории. Стаж 34 года.
Откуда Вы?
- Я родился в Череповце. В 60-ые года Череповец был уже индустриальным центром. Родители были самые простые, оба деревенские, оба приехали в большой город. Мама работала в женском ателье, была высококлассным мастером. Отец был начальником производства ключевого подразделения в одной из монтажных организаций. Меня воспитали достаточно жестко в плане отношения к делу.
Как Вы приняли решение стать врачом?
- С детства считали, что я стану технарем. Меня всегда привлекали конструкторы, автомобили. Один из вариантов был поступать в Автодорожный институт.
Зимой, как раз в пик морозов, я с ОРВИ сидел на больничном. И пришел в поликлинику выписываться. За мной занял очередь мужчина средних лет. Слово за слово мы разговорились, по профессии он оказался стоматологом. Он меня так обработал, что вечером того же дня я решил, что медицинский-это прям мое. Это промысел Божий. Я ведь вообще даже не думал о медицине. Сначала несколько дней было стеснение какое-то. Неужели это мое. Оказалось, что мое. Все.
Написал в Архангельский институт. Мне быстро ответили, прислали условия поступления. Тогда уже я точно решил, что я буду поступать.
Совершенно случайно зашел с другом на кружок, посвященный сосудистой патологии. Я сразу вцепился, что сосудистое-это мое. К сожалению, не было такой специальности, и я пошел в рентгенологи. Прошел годичную интернатуру по рентгенологии, и сразу же главный врач Череповецкой Городской больницы № 1 написал на меня запрос. И меня направили в Городскую больницу №1 г. Череповца в рентгеновское отделение.

Как изменилась технология лечения пациентов с начала Вашей врачебной карьеры?
- Когда мы начинали работать, это были еще аналоговые рентгеновские аппараты. УЗИ аппаратов в принципе еще не было, когда я пришел. Они были только сера-шкальные ультразвуковые аппараты. Потом уже появилась более продвинутая техника. Компьютерных томографов, МРТ тоже ничего не было. Здесь вот в Вологде был единственный аппарат, на котором обследовали только голову. Это был прошлый век. А стартовали в общем то мы с обычной советской техникой.
Если вспомнить, конечно, никаких расходных материалов не было. Я просто покупал трубку и делал из нее катетеры. Брал трубку, варил кончик, плющил его. Из старых проводников делали спирали для того, чтобы закрывать артерии. В операционной всегда стоял горячий чайник.
Каковы основные результаты от внедрения новых технологий?
- Мне кажется, столько написано, столько рассказано. Например, по ишемической болезни. Сейчас это уже стандарт лечения. Может, когда-то технологии шагнут в другое русло, как-то это будет неинвазивно происходить, но это очень-очень далекое будущее. Сейчас это обыденная рутинная практика.
Первый агиограф был куплен в Северстали. И меня сразу пригласили туда работать, потому что Пулин Андрей Геннадьевич знал, что я активно этим занимаюсь. Конечно же, стали работать уже на хорошем оборудовании. И приходилось доказывать, что при ишемической болезни сердца коронарография просто необходима. Вот эти вещи приходилось доказывать.
Помню, к нам пришла амбулаторно пациентка с ишемической болезнью сердца. У нее было давление 200/120, потому что ей в поликлинике рассказали: «А вы знаете какая летальность во время коронарографии?». Назвали какую-то несусветную цифру. Нам пришлось ее медикаментозно успокаивать минут 20, в конце она успокоилась. Когда через 20 минут обследование закончилось, она спросила: «И всё?». Даже доктора, которые направляли, они не имели представления. Поэтому первым делом, когда я перешел в Северсталь, я сделал обширную, достаточно подробную презентацию и ездил, рассказывал, показывал, что это безопасно и нужно.
Сможет ли робот заменить врача в будущем?
- Я один раз присутствовал, этот робот назывался «Да Винчи». Да, он реально делает вмешательства, то есть оперативное лечение. Но робот все равно управляется дистанционно человеком. Я думаю, что скоро придем к этому. Но никогда не будет, что машина заменит человека. Но какие-то достаточно стандартизованные вмешательства, да.
Существует ли «эффект плацебо»?
- Плацебо-есть. Более того, есть эффект среды. Некоторые считают, что эффект среды где-то занимает 30% лечебного эффекта. Ведь не зря же сейчас все рандомизированные многоцентровые исследования-они в первую очередь плацебо контролируемые. Есть две группы, чтоб исключить эффект, потому что плацебо работает. Потому что у некоторого человека таблетка сработала, у другого не сработала. А таблетка доказала свою неэффективность.

Какое самое главное достижение Вашей жизни?
- Я удовлетворен. Во-первых, я занимаюсь любимым делом. Материальная сторона меня устраивает. Служба в области есть и работает эффективно-это радует.
Как Вы отдыхаете?
- Последние 2-3 года я отдыхаю пассивно. Я реально отдыхаю. Приезжаю на дачу, кое-какие дела поделаю и все. Телевидение у меня вообще отсутствует, оно отключено. Но иногда, да фильмы можешь посмотреть, у меня неплохая коллекция классических фильмов, с удовольствием пересматриваю.
Любимое дело или высокооплачиваемая работа?
- Нет, нет, если столько лет закладывалось, конечно, любимое дело.
Деньги, а чего деньги? Люди пошли за большими деньгами, в итоге алкогольный гепатоз у них и смерть.
Что нравится в Вологде?
- Спокойный, патриархальный город. Я, когда сюда приехал, работал в Городской больнице №1. В любое время дня и ночи спокойно через весь город ходили.
Про Вологду интересное. Вот когда мы открылись, приезжали «фирмачи»-представители разных компаний, я их так называю. Познакомиться, узнать, что у нас за центр. Они приезжали на 2 дня, а у нас все было плотно, есть чем заняться и куда съездить.
Каков он «Настоящий характер врача»?
- «Не верь, не бойся, не проси». Это совершенно нормально. Это работа такая, где компромисс, он практически всегда уходит в негатив. И тебе там всегда минус ставят. Если тебе там плюс ставят, это хорошо. Значит ты все правильно сделал.
Фото предоставлены пресс-службой Вологодской областной клинической больницы
#ИРИ #поддержаноИРИ