
Дом-пятистенок и зимний дом в этом же сельском поселении коммунисты отобрали после революции и отправили владельца на три года в исправительно-трудовой лагерь.
Череповецкий районный суд Вологодской области рассмотрел гражданское дело по иску Людмилы Богдановой (фамилия изменена – прим.ред.) к администрации сельского поселения Уломское о возмещении стоимости конфискованного имущества, изъятого в связи с репрессиями.
В обосновании истец указала, что ее дед был раскулачен и сослан на 3 года в исправительно-трудовой лагерь, скончался 4 сентября 1931 года. Ранее он со своим пасынком построил дом-пятистенок в д. Пустошка Уломского района (в настоящее время – Череповецкого района) Вологодской области. Также у деда имелся «зимник» (зимний дом), расположенный в том же сельском поселении.
Родители истца компенсацию не получали, как заявила Людмила. Поэтому она решила получить деньги по праву «наследственной трансмиссии».- Мой дед был лишен избирательных прав и причитающегося ему имущества. Моя мама, как наследница, а после нее я, как внучка, имею законное право на основании наследственной трансмиссии на компенсацию, которую не получила ее покойная мать, - заявила Людмила на суде.
Как сообщает пресс-служба вологодских суда, сейчас в спорном доме живут посторонние люди.
- Мне неизвестно, за кем числится этот дом и на каком основании. Прошу обязать сельсовет назначить по праву наследственной трансмиссии компенсацию за утраченное имущество ее покойного деда, - рассказала внучка.
Из представленных суду документов следует, что на дату реабилитации деда мать Людмила, то есть наследник первой очереди, была жива, умерла в 2013 году.
Суд принял во внимание, что внуки реабилитированных в число лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение денежной компенсации, законодателем не включены, поскольку не являются наследниками по закону реабилитированного лица первой очереди.- При жизни своими правами наследника первой очереди по закону реабилитированного лица она не воспользовалась, в комиссию по восстановлению прав жертв политических репрессий по месту нахождения или реализации имущества не обращалась, - аргументировал суд отказ в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах суд отказал Людмиле в удовлетворении иска.
Решение в законную силу не вступило и может быть обжаловано участниками процесса.
Юристы советуют не откладывать на потом восстановление семейного древа и судебные процессы по компенсациям за отобранное имущество. Некоторые архивные документы уничтожаются просто потому, что госорганы не видят в них ценности. Уходят старшие поколения, и гибнут семейные архивы — собрать сведения, необходимые для реабилитации и подтверждения родства становится труднее. Поэтому, если вы хотите восстановить доброе имя своего родственника, самое время этим заняться.
Информацию о родственниках можно получить на сайте базы данных «Мемориал». Получить документы нереабилитированных можно, ссылясь на постановление Верховного суда от 5 июля 2019 года. Суд постановил, что доступ к материалам нереабилитированных регулируется только законом «Об архивном деле», а не Тройственным положением (совместным приказом ФСБ, МВД и Росархива), которым раньше суды аргументировали свои отказы.
Верховный суд РФ также указал, что тайна следствия и судопроизводства не распространяется на запрашиваемые документы.