Целое поколение детей, рожденных в СССР, выросло на книгах, проиллюстрированных нашим земляком Алексеем Пахомовым
Родился Алексей Фёдорович 2 октября 1900 года в деревне Варламово Кадниковского района Вологодской области. Деревенское детство, по словам художника, осталось для него самым счастливым временем. Он любил вспоминать свой Вологодский край:- Дома у нас строили большие – по 3-4 избы под одной крышей. В одной избе жили зимой, в другой – летом, а в третьей не жили совсем. Эта изба была для красоты. Вся горница от потолка до пола, как обоями, была оклеена старинными лубочными картинками с ручной раскраской. Я ходил из дома в дом и разглядывал картинки. И скоро сам пристрастился к рисованию.
Рисунки юного художника заинтересовали известного в округе помещика Зубова. Именно он подарил Алеше бумагу для рисования, карандаши, книги, а после окончания мальчиком земской школы, определил его учиться за казенный счет в Начальное училище города Кадникова.
- Все четыре года моего учения в Кадникове я страдал от недоедания, но рисовать полюбил еще больше, – скажет потом Пахомов.
Позднее Алексей Пахомов окончил Училище технического рисования барона Штиглица. Его учителями были известные мастера Николай Тырса и Владимир Лебедев. Они помогли начинающему художнику Алексею Пахомову найти свой собственный стиль в искусстве иллюстрации.
Земляки и в дальнейшем не оставляли без поддержки молодого художника. Голодный 1918 год он пережил в Кадникове, куда был приглашен на должность преподавателя школы первой и второй ступени. Несмотря на материальные трудности, это время он вспоминал с благодарностью:
- Весь год я читал. Передо мной раскрывался мир, которого я, оказывается, почти не знал.
Выбрав для себя основной темой детство и то, что с ним связано, Алексей Пахомов уделял большое внимание изучению жизни детворы. В середине 1920-х годов он совершил несколько поездок в пионерские лагеря, в том числе в «Артек». Конкретность и эмоциональность образов созданных художником прекрасно отвечали детской психологии с ее непосредственностью и живостью восприятия, стали одной из специфических черт его книжной графики.
К сотрудничеству над детской книгой одновременно с ним приступили писатели В. В. Маяковский («Мастер-ломастер», 1930; «Мяч», 1934), А. Л. Барто, О. Ф. Берггольц («Манька-нянька», 1930), Л. А. Будогоская («Как Саньку в очаг привели», 1933), С. Я. Маршак («Мастер», 1927; «Лодыри и кот», 1934; «Четыре конца», 1935; «Рассказ о неизвестном герое», 1937), Н. М. Олейникова («Танки и санки», 1928), Д. Свифт («Гулливер у лилипутов», 1931), Е. Л. Шварц («Лагерь», 1925; «На морозе», 1927; «Ведро», 1929–30), художники В. М. Конашевич, К. И. Рудаков, В. М. Ермолаева.
Лучшие графические произведения художника, несомненно, посвящены детям.