Следы доисторических животных в Вологодской области (4 часть)

3632
3 минуты
Следы доисторических животных в Вологодской области (4 часть)

Следы доисторических животных в Вологодской области (4 часть)


Для исследований В.П. Амалицкий избрал область по течению Сухоны и Северной Двины в связи с тем, что здесь давно были известны наиболее юные пермские отложения, в которых (по реке Вычегде) в 1865 году был найден остаток хвоща.
Свои исследования на реке Сухоне В.П. Амалицкий начал в 1895 году, пытаясь обнаружить следы флоры и фауны пермского периода и доказать сходство флоры и фауны пермского периода южноафриканской и северной территорий. В.П. Амалицкий был убежден в сходстве пресноводных моллюсков и растений из верхнепермских отложений России и Южной Африки.



Первый год не принёс больших результатов (были найдены остатки костей наземных позвоночных). В следующем, в 1896 году. В.П. Амалицкий нашёл на реке Сухоне и у слияния рек Юга и Северной Двины новые палеонтологические остатки – отпечатки листьев настоящих глоссоптерисов (рода древних папоротников), раковины антракозид и обломки костей пресмыкающихся типа южноафриканских тероморф (впервые обнаружен не очень хорошо сохранившийся череп ящера, несколько позвонков, часть черепной коробки и часть челюсти хорошо сохранившимися оригинальными зубами).



К 1897 году количество находок пермской фауны возросло: на Северной Двине В.П. Амалицкий обнаружил среди пёстрых глин огромные линзы рыхлых песков, содержащих стяжения твердого песчаника, так называемые конкреции (уплотненные скопления минералов в пластах осадочных пород, имеющие округлую форму; ядром их служат песчинки, раковины или кости, размеры от очень мелких до огромных). Большинство конкреций оказались пустыми, в нескольких оказались отпечатки листьев глоссоптериса прекрасной сохранности.



Позже, в 1898 г. В.П. Амалицкий нашёл в конкрециях наиболее крупной линзы песков «Соколки» на Малой Северной Двине, у деревни Ефимовской, недалеко от города Котласа, множество отличных отпечатков листьев глоссоптерисов и челюсть звероподобного пресмыкающегося с хорошо сохранившимися зубами – крупного травоядного пресмыкающегося – парейазавра. Ранее парейазавры были известны только в пермских отложениях Южной Африки и считались типичными представителями южноафриканской пермской фауны.



В 1899 г. В.П. Амалицкий в «Соколках» на Малой Северной Двине обнаружил полный череп парейазавра и его целый скелет длиной около 4 метров, три скелета крупных хищных пресмыкающихся – горгонопсий, три скелета травоядных парейазавров – всего 5 групп почти цельных скелетов, передающих облик животного, 5 групп более или менее полных скелетов и много конкреций с костями и черепами, принадлежащими как рептилиям, так и древним земноводным – стегоцефалам.
Впоследствии В.П. Амалицкий на Малой Северной Двине открыл ещё несколько местонахождений наземных позвоночных – Завражье, Болтянская, Пустые, Савватия, Аристове, Кузево, Голодаево и др.






Фото из архива Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН:
1 – Владимир Прохорович Амалицкий;
2 – Начинаются раскопки. Фото 1899 г.;
3, 4, 5 – На раскопках;
6 – Сарай для хранения коллекций. Рядом лежат ящики с конкрециями;
7 – Череп скутозавра в Варшавской библиотеке;
8 – Первый отпрепарированный скелет скутозавра;
9 – Место раскопок;
10 – С места раскопок.