Дома-невидимки...Они есть, но мы их как будто не видим
Есть несколько мест в Вологде, где у меня возникает чувство неловкости перед самими зданиями. Находясь рядом с ними, я понимаю, что утешить мне их и нечем.
Я и сама почти не верю в обещания, слышанные неоднократно, что в глазах-окнах домов вспыхнет жизнь. Я не знаю, может ли будущее у этих горемык стать счастливым или хотя бы не таким ужасным.
Дома-невидимки...Они есть, но мы их как будто не видим.
И туристов я к ним стараюсь не водить, не акцентировать на них внимание, потому что не знаю ответа на вопрос о будущем. И опять неловко становится.
ДКЖ - один из них (Ветошкина, 12).
13 фактов о Дворце Культуры железнодорожников.
Вспомним. К счастью, пока не помянем.
1. Первоначальное название Клуб имени 10-летия Октябрьской революции - КОР.
2. Самое крупное деревянное здание Вологды. Каменная центральная часть и бревенчатые бока, обшитые вагонкой.
3. Первая городская постройка в годы советской власти
4. Открыт 7 ноября 1927 к юбилейной дате. Над центральным входом видна памятная символика 1917 и 1927.
5. В течение нескольких лет достраивался, окончательно сдан в эксплуатацию в 1932 году.
6. В 30-е годы благоустраивают территорию у КОРа, бывшего Самаринского сада (фонтан, газоны и цветники).
7. Был пруд, катались на катамаранах. Засыпали водоём при строительстве ДС "Юбилейный". На месте пруда в 1974 г. возведено колесо обозрения (убрали в начале 90-х).
8. Заново деревья посадили в 1946-1947 гг. В парке установили статуи Сталина и Ленина. Сталина демонтировали в 1954 году, Ленин достоял до начала 80-х годов, развалившись при очередной покраске. Заново построена танцевальная площадка, летняя эстрада, открыт тир, оборудована спортивная площадка.
9. В годы ВОВ в здании размещались штабы Череповецкого-Вологодского дивизионного района ПВО и 148-ой истребительной авиационной дивизии ПВО.
10. В 1945 году КОР переименовали во Дворец культуры железнодорожников - ДКЖ.
11. Один из самых больших и значимых культурных учреждений Вологды (был, увы). Два зала: большой - на 1200 и малый - на 150 мест.
12. На фасаде эмблема. Скрещенные топор и якорь являлись символом путей сообщения Российской империи с 1809 года. Ведомство обслуживало водные пути (якорь) и отвечало за мосты, строительство и эксплуатацию (топор). ЖД вошла в это ведомство.
13. В настоящее время, к сожалению, ДКЖ пустует и продолжает ветшать.
Для целого поколения вологжан ДКЖ - это был не только очагом культуры, это символ яркой и насыщенной жизни.
И, надеюсь, что вяленькое оживление около этого здания не предсмертная судорога, а вполне реальное стремление к сохранению Дома культуры железнодорожников, который выйдет из списка неловких домов.
Какие у вас воспоминания, связанные с ДКЖ?